Просто и доступно о "фотографической широте"
ПРОСТО И ДОСТУПНО О "ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ШИРОТЕ" ИЛИ 4 ФОТОСНИМКА СОТОВЫМ ТЕЛЕФОНОМ
Я не буду давать ссылки на энциклопедию, где дается определение фотографической широты. Я объясню этот термин на примере 4-х фотографий, сделанных сотовым телефоном. Несколько минут назад я подошел к окну и сделал фотографию - что видно из окна на кухне. Это была стена дома, освещенная закатным солнцем. Над домом были видны облака на голубом небе.
Но вот что странно - дом и облака видны хорошо, а вся правая часть кадра СОВЕРШЕННО ЧЕРНАЯ. Но я-то ведь знаю, что ничего черного на правой половине окна нет. Глазом я вижу совсем другое.
Я повернул фотоаппарат на 90 градусов и вместо горизонтального сделал вертикальный кадр.
Потолок у меня точно белый (это я хорошо вижу глазом), но он на снимке получается совсем черным.
Тогда я смещаю немного композицию кадра, ввожу больше правую часть окна:
И уже видно, что правую часть окна занимает зеркало, и в этом зеркале отражается противоположная стена кухни.
Теперь в тенях я отчетливо вижу детали, но светА (светлые детали за окном) при этом ушли в разбелку!
Отчего так происходит?
От того, что цифровой фотоаппарат обладает малой фотографической широтой. Я даже могу сказать, какова она, эта фотографическая широта. Полторы логарифмические единицы. Или в более понятных для всех терминах, 1:32. Другими словами, цифровой фотоаппарат в обычном режиме передаёт интервал яркостей 1 к 32.
Много это или мало?
Возьмем эталонную серую шкалу Кодак. На этой шкале помимо серого поля с коэффициентом отражения 18%, есть белое поле (80%) и черное (2,5%).
Во сколько раз белое отличается от черного? Делим 80 на 2,5 и получаем 32. Таким образом, на этой шкале белое поле в 32 раза ярче, чем черное. Поэтому, когда говорят, что "фотографическая широта" должна быть 1:32, это означает, что фотографический материал (или матрица цифрового фотоаппарата) должны передать с фактурой интервал яркостей 1 к 32, то есть передать пропорционально интервал яркостей от белой бумаги до черной ткани (или черной выкраски).
Это значение, 1:32 как стандарт, включено в ТУ (технические условия) в производство кино-фотопленок. Фотопленка должна передать интервал не менее, чем 1:32.
Вы, наверное, хотите спросить, а каков был интервал яркостей при съемке кадра из окна?
Сейчас отвечу, потому что я его замерил. Я направил цифровой фотоаппарат (не сотовый телефон) сначала на небо, на облака, для чего "поднаехал" зумом, чтобы захватить небольшой участок и замерил выдержку. Потом перевел фотоаппарат на отражение в зеркало и замерил коричневую поверхность деревянного шкафа. И как вы думаете, что у меня получилось? Получилось, что облака, освещенные солнцем, в 600 раз ярче, чем шкаф, освещенный рассеянным светом, проходящим через открытое окно.
И фотография не может передать такой большой интервал яркостей. Поэтому нужно чем-то жертвовать. Либо мы выбираем прорабатываемый участок в высоких яркостях (экспозицию ставим по небу) - тогда в черноту уходят, как нетрудно посчитать, объекты, которые светлее деревянного шкафа на кухне в 20 раз. То есть на таком кадре даже белый потолок на кухне станет черным. Это мы и видим на первых снимках.
Я уже привел пример, что глаз без всякого напряга прекрасно видит интервал яркостей 1:600. Это разница в яркости белых облаков и деревянного шкафа в комнате. Но в этой комнате я хорошо вижу детали, которые раза в 3-4 темнее, чем деревянная дверца кухонного шкафа. Для глаза интервал яркостей 1:2000 - совершенно обычный объект. Мы стоим в комнате и прекрасно видим все, что находится не только внутри комнаты, но и за окном, даже если там ясный солнечный день. Но фотоматериал так не видит. Он сразу же "проваливает" тени, если они в 30 раз отражают света меньше, чем белые объекты.
|