www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

27.11.2020

Куда летит перчатка, или разгадка "Джемини-4" (часть1)

Куда летит перчатка, 

или разгадка «Джемини-4».


Прошло всего 2,5 месяца с того момента, как впервые в мире в открытое космическое пространство вышел Алексей Леонов (СССР, корабль "Восход-2", март 1965 г.), как такой же выход повторили американцы - это был Эдвард Уайт (США, корабль "Джемини-4", июнь 1965 г.). Внимательно просмотрев этот ролик, я понял, что это не выход в открытый космос, а короткометражный фильм, снятый в павильоне специалистами Голливуда (ролик длится 8 минут 55 секунд - ссылка ниже). С точки зрения кинооператора я "разложил" этот ролик на киноприёмы, в результате чего родилась целая статья с продолжением - как это было снято. Написано уже несколько частей. Надеюсь, вам будет интересно!


Предисловие.

Толчком к написанию моего «исследования» послужила статья доктора физико-математических наук А.Попова о космическом корабле «Джемини-4». Статья называлась «Первый выход американского космонавта в открытый космос – подделка кино!». Рассматривая киноролик о выходе американца Уайта в открытый космос, А.Попов обращает внимание на детали, которые говорят о фальсификации съёмок – это, например, немотивированно трепещущая лента вокруг скафандра (из-за потока воздуха) и неправильное (петлеобразное) движение облаков в конце ролика. Автор статьи приходит к выводу, что перед нами – подделка, а сам астронавт просто висит на тросе.

Однако у читателей оставался вопрос: каким же образом актёр, подвешенный на тросе, совершает такие невероятные кульбиты в пространстве, с поворотами в разных плоскостях, столь характерными для невесомости.

Мне, как специалисту кино, работающему в этой отрасли более 35 лет, как раз несложно ответить на эти вопросы. В своём исследовании я покажу те простые киноприёмы, которые позволили на экране создать иллюзию невесомости. Кто работает в кино или просто интересуется вопросами создания фильмов на космическую тематику, тем хорошо известны эти трюки, применяемые для получения эффекта невесомости. Они подробно описаны в специальных журналах (например, «American Cinematographer»), в различных книгах (например, «Техника комбинированных съёмок») - рис.1 - и, конечно же, в многочисленных интернет-статьях (например, https://www.mirf.ru/kino/kak-izobrazhayut-nevesomost-v-kino/).


 


Рис.1. Журнал и книга


Чтобы понять, каким образом был снят в павильоне «выход Уайта в открытый космос», необходимо упомянуть три киноприёма, которые существовали в докомпьютерную эпоху и применяются до сих пор. Прошу прощения у продвинутых читателей, что буду вновь излагать известные факты и приводить порой «заезженные» киноцитаты из известных фильмов. Ведь вполне возможно, что кто-то из читателей не смотрел этих фильмов или просто не знает, каким образом снимались в художественном (игровом) кино те или иные необычные кадры.
Например, в некоторых кадрах в фильмах «Космический рейс» (Мосфильм, 1935), «Дорога к звёздам» (Леннаучфильм, 1957) и «Место назначения – Луна» (США, 1950) невесомость снималась таким образом: актёр подвешивался на тросе, но благодаря нижней точке съёмки (камера была направлена вертикально вверх), трос перекрывался спиной актёра. Это давало возможность актёру свободно «парить» внутри декорации - рис.2.




Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс». 



Аналогичные приёмы использовались мастерами Голливуда для создания невесомости в кадрах «Джемини-4». На наш взгляд, разоблачение аферы «Джемини» имеет очень важное значение. Как написал А.Попов, «…Именно на фундаменте «Джемини» возведено «здание полётов на Луну». Показать, что этот фундамент фальшивый – означало бы нанести серьёзный удар по лунной афере. … К пятидесятилетию проекта «Джемини» известный американский сайт «Атлантик» писал: «НАСА начала проект «Джемини», чтобы подготовить грядущую программу «Аполлон». Были достигнуты сотни целей, включая первый американский выход в космос. После окончания проекта многие астронавты «Джемини» полетели на «Аполлонах» к Луне»».
Самым распропагандированным в космической афере (до лунной Аполлониады), является «Джемини-4». Согласно НАСА, 3 - 7 июня 1965 года состоялся полёт этого корабля (экипаж – Э. Уайт и Д. Макдивитт), причём именно в эту экспедицию астронавт Э. Уайт совершил выход в открытый космос. 


  

Как был показан выход в открытый космос. 


  Согласно легенде НАСА, американцы вышли в открытый космос через два с половиной месяца после того, как такой выход впервые в мире был осуществлён Советским Союзом. Алексей Леонов, гражданин СССР, вышел в открытый космос 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2». А уже 3 июня 1965 г. Эдвард Уайт якобы совершил выход в открытый космос с корабля «Джемини-4» - рис.3. 



 


Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник. 


  Мы пишем «якобы», потому что у нас есть веские доказательства, что никакого выхода в открытый космос американцы не осуществляли, а предоставленный 9-минутный ролик «космической прогулки» (space walk) был отснят в павильоне силами мастеров Голливуда.
На Ю-Тубе выложен осовремененный (обработанный на компьютере с применением современных программ) вариант выхода  Уайта в открытый космос. 
6 кадров в секунду превратили в 24 кадра не просто размножением, а интерполированием промежуточных кадров.
https://www.youtube.com/watch?v=EnX24ifFuac 

  Сам ролик сделан великолепно. И очень похож на документальную съёмку. Уайт вначале стоит у открытой дверцы космического корабля, затем, удерживаемый фалом, медленно отлетает метров на пять. При этом он крутится в разных направлениях, то скрываясь за границами кадра, то появляясь опять- рис.4. 




 

Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.



Казалось бы, снято убедительно и очень похоже на настоящую невесомость. Однако через 3 минуты после начала ролика вдруг происходит событие, которое сразу же заставляет усомниться в документальности происходящего. Из открытой дверцы космического корабля вслед за вышедшим Уайтом вылетает перчатка - рис.5. 



 
 

Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.



Она свободно парит в пространстве, соскальзывает с дверцы, движется вверх, ударяется о фал, переворачивается, отлетает в сторону и скрывается за границей кадра. По мнению мастеров Голливуда, этот факт должен убедить зрителя в том, что съёмка происходит в невесомости.
Сколько ни приглядывайся к перчатке, вокруг неё не видно контуров, которые могли бы остаться от контрмаски, если впечатывание объекта в кадр производилось с помощью хромакея.
В докомпьютерную эпоху использование хромакея легко идентифицировать по контурам вокруг внесённого на фон объекта - рис.6. 




 

Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).



Для отделения синего или зелёного фона используются две контрастные черно-белые киноплёнки, с их помощью делают маску и контрмаску - рис.7. 





Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке. 



Одна пленка закрывает фон, когда впечатывается переднеплановый объект, а вторая пленка закрывает сам объект, и тем самым открывает доступ к фону. В две экспозиции на новую кинопленку поочередно впечатывается отдельно фон и отдельно переднеплановое изображение. Из-за этих масок вокруг предметов образуются контуры, которые выдают применение комбинированных съёмок.
  С этой точки зрения можно утверждать, что в видеоролике о «Джемини-4» перчатка реальная и действительно находится в кадре одновременно с астронавтом, сталкиваясь на своём пути то с дверцей, то с фалом астронавта.
Но именно эта парящая перчатка является ключом к разгадке «Джемини». Перчатка выдаёт способ съёмки.
Но чья это перчатка и кто её бросил? Второй астронавт Д.Макдивитт? Хоть капсула «Джемини» очень маленькая по размеру, там вмещались два астронавта - рис.8. 




 


Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини». 



  Исходя из конструкции капсулы, он может находиться только слева. И перчатка вылетает из внутреннего отсека откуда-то слева и ударяется об иллюминатор дверцы. Но зачем он бросил перчатку? И с чем остался сам? Ведь при открытии дверец капсулы внутри наступает полная разгерметизация.
   Не будем на этом заострять внимание, может, у них там в капсуле хранится куча запасных перчаток! Данная перчатка нам рассказала о другом, более важном факте – о том, что здесь использован приём комбинированных съёмок. Потянув за эту ниточку, мы обнаружили целый клубок подтасовок и несоответствий, и в движениях астронавта, и в эффекте невесомости, которые нас убедили в том, что «выход в открытый космос» снят в павильоне на фоне киноэкрана.
   Именно на фоне киноэкрана снимали пролёт «Джемини» по орбите Земли в художественном фильме «Человек на Луне» (First Man, 2018). Фильм посвящен первопроходцу Армстронгу, который до миссии «Аполлон-11» якобы летал на «Джемини-8». Вообще, многие астронавты из проекта «Джемини» потом стали лунонавтами. Стоит добавить, что всего в миссии «Джемини», согласно легенде НАСА, было 10 полётов за полтора года.
   Так вот, пролёт «Джемини» над земной поверхностью снимался в фильме «Человек на Луне» с помощью макета капсулы, которая проецировалась на киноэкран с движущимися облаками. Точнее, это был не просто киноэкран, а современная LED-панель. Капсула могла вращаться вокруг продольной оси, изображая кручение космического корабля. А, кроме того, платформа, на которой крепилась капсула, с помощью гидравлических поршней-опор, могла раскачиваться в горизонтальной плоскости.
Вот как это выглядело - рис.9. 



 


Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне". 



  В общих чертах примерно так же снимался выход Уайта в открытый космос. Съёмочная камера была установлена на макете космического корабля, движение облаков проецировалось на киноэкран, а сам астронавт был подвешен на двух тонких стальных тросах, на рояльных струнах. Например, такие рояльные струны применялись для подвешивания актеров при съёмке сцен невесомости в голливудском фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты.
   Во время съёмок фильма «Место назначения – Луна» …Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков. Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости. Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров… В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_назначения_—_Луна ) 


  Возможно, вы с недоверием отнесётесь к заключению, что астронавт Уайт в обсуждаемом ролике просто подвешен на проволоке. Человеку, незнакомому с технологией комбинированных съёмок, не понятно, как актёр, изображающий Уайта, может крутиться в разных плоскостях и выполнять непростые кульбиты. Подождите немного, мы откроем для вас эти киносекреты. Вы удивитесь, когда узнаете, что подвешенный на тросе актёр, никаких кульбитов и поворотов не выполнял вообще, а просто висел неподвижно, иногда слегка шевеля руками и ногами. А повороты вместо него делала съёмочная камера - она двигалась вокруг астронавта.
   Но прежде чем в деталях раскрыть технологию, как в павильоне создавали эффект невесомости, позвольте рассказать о четырёх причинах, которые подвели нас к выводу, что выход Уайта в открытый космос - фальсификация. Первые две причины упоминались неоднократно и до нас, поэтому мы ограничимся лишь их беглым описанием. А вот третья и четвёртая причина относятся непосредственно к области кино, и поэтому будут рассмотрены нами подробно. 




  1-я причина - разгерметизация. 


Есть принципиальная разница в том, как выходили в открытый космос советские космонавты и тем, как это изображали американские астронавты в 60-е годы. Американцы выходили напрямую в открытый космос (открыли дверцу и вышли), а в СССР была придумана переходная шлюзовая камера. При таком способе выхода из космического летательного аппарата внутри не наступает разгерметизация, и все приборы продолжают работать в атмосфере воздуха
Например, для выхода Алексея Леонова использовалась гибкая надувная шлюзовая камера «Волга» - рис.10-12.

 






Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос. 






Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос. 






Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве. 



  На внешней поверхности корабля были установлены камеры телевизионной системы «Топаз-25». Съёмка непосредственно с корабля также велась с помощью специальной 16-мм кинокамеры С-97 в экранно-вакуумной оболочке. О выходе Алексей Леонова в 1965 году выпущен документальный фильм «В скафандре над планетой». 


   Сейчас на МКС выходят в открытый космос только через шлюз, разгерметизация внутри МКС не происходит. 


   Американцы совершили свой первый выход в открытый космос с космического корабля «Джемини-4» - так рассказывает легенда НАСА. Изначально выход в открытый космос не был запланирован. Но поскольку такой выход был осуществлён в Советском Союзе, то США пришлось «догонять» СССР, правда, на этот раз средствами Голливуда. И чтобы не просто догнать, а обогнать СССР, сообщили, что пребывание в открытом космосе составило 20 минут, в то время как А.Леонов находился в открытом космосе 9 минут 12 секунд.
   В 60-е годы ХХ века американцы ещё не разработали шлюзовую камеру, поэтому астронавты «Джемини-4» просто открыли дверцы космического аппарата и Эдвард Уайт вышел наружу и совершил так называемую «космическую прогулку» - spacewalk. 



  2-я причина – люк. 


На форумах горячо обсуждается то, в какую сторону открывался люк "Джемини-4".

На подводных лодках люки открываются наружу, чтобы при погружении давление воды прижимало люк к отверстию - рис.13. 






Рис.13. Люк открывается наружу.



Если бы люки открывались вовнутрь, то из-за большого давления снаружи вода стремилась бы открыть люк и просочиться через щели.
В космическом же корабле давление идёт изнутри, поэтому люки в спускаемом аппарате открываются вовнутрь - рис.14. Внутреннее давление прижимает люк к отверстию. 


  



Рис.14. Люк открывается вовнутрь.


Кроме того, люки делают круглой формы, чтобы обеспечить равномерность давления.
А теперь посмотрим на люки космического корабля «Джемини-4» - они прямоугольные, точнее трапециевидные. Линия соприкосновения имеет сложную рельефную форму, и к тому же люки открываются наружу - рис.15.


 



Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".



Мы не будем здесь обсуждать особенности инженерного решения люков и то, чем (оконной ручкой или штурвалом) они открываются. Мы лишь обозначили тему, которая время от времени всплывает на форумах при обсуждении полётов "Джемини". Оставим эти вопросы за скобками, пусть ими занимаются инженеры и конструкторы.

Моя задача заключается в другом - в том, чтобы с точки зрения своей профессии, кинооператора - рассказать о тех кинематографических приёмах, которые были использованы в павильоне для создания иллюзии невесомости, и по мере возможности повторить на моделях некоторые фрагменты полёта.



  3 причина – положение астронавта в невесомости. 


   Полёт «Джемини-4» был рассчитан стать первым многодневным полётом пилотируемого космического корабля США, и согласно данным НАСА длился 4 суток. 
НАСА, обеспокоенное отставанием в космической гонке, сделала выход в открытый космос одной из главных задач после успешного полёта советского космического корабля «Восход-2» и выхода в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Во время выхода Алексея Леонова изображение с телекамеры, находящейся за пределами герметичного корпуса космического летательного аппарата, передавалось в страны Европы в системы телевещания «Интервидение» и «Евровидение», и миллионы зрителей  могли наблюдать в прямом эфире первый выход человека в открытый космос. А вот во время  прямого эфира выхода Уайта в открытый космос по телевизору показывали рисованный мультфильм - рис.17.





Рис.17. Телекадр из прямого эфира выхода А.Леонова (слева) и мультфильм прямого эфира выхода Э.Уайта (справа).



Когда говорят о выходе А.Леонова в открытый космос, то приводят кадры, снятые 16-мм кинокамерой, а мы взяли фрагменты, снятые, пусть и в худшем разрешении, но телекамерой.


ВИДЕО:

Фрагмент телевизионной трансляции с выходом А.Леонова



Во время прямого эфира Уайта по телевизору показывали обычный рисованный мультик. При этом закадровый голос астронавта вещал якобы с орбиты. 


ВИДЕО телевизионной трансляции  прямого эфира выхода Уайта (фрагмент на 1 минуту)


    На Ю-Тубе можно найти телевизионную запись прямого эфира другого выхода в открытый космос, совершённого астронавтом «Джемини-9». Длится телевизионный репортаж 45 минут, хотя, согласно легенде НАСА, астронавт пробыл в открытом космосе 2 часа 8 минут. (Фантастика Голливуда не знает пределов!) 

  Мы вырезали из этого 45-минутного репортажа несколько фрагментов на 1 минуту, чтобы у вас было представление, что именно по телевизору видели зрители во время прямого эфира.

 

ВИДЕО:
Прямой эфир выхода в открытый космос с «Джемини-9» Видео (1 минута) 



  По следам первого выхода астронавта США в открытый космос вышел документальный фильм «4 дня Джемини-4» («NASA Documentary 4 Days of Gemini 4», 1965), в котором эпизод, как Уайт выходит в открытый космос, длится 9 минут.
Но вот что показалось нам странным в этом фильме. Обычно в невесомости тело человека расслаблено, и оно вытянуто по линии. Это можно видеть, когда астронавты выходят из МКС для ремонтных работ - рис.18,19. 







Рис.18. Выход в открытый космос с МКС.





Рис.19. Ремонтные работы на МКС в открытом космосе.



  А вот Уайт ВСЁ ВРЕМЯ висит в виде буквы «П». Создаётся такое ощущение, что он просто подвешен за спину на тросе. И так на протяжении всего ролика.
Точно в таком же положении висел актёр в симуляторе во время телевизионного показа «Джемини-9» - рис.20. 





Рис.20. Кадр из телевизионного эфира выхода в открытый космос астронавта проекта «Джемини-9», съёмка в симуляторе. 


Уайт ни разу не выпрямился. Как висел, согнувшись в виде буквы «П» вначале, так в таком положении «летал» до конца - рис.21,22. 

  



Рис.21. Положение фигуры Уайта в начале… 





Рис.22. Положение фигуры Уайта в конце… 


  Чтобы вы поняли, что он по-прежнему висит на тросе, мы повернём снимок на 90˚ - рис.23. 





Рис.23. Астронавт, как и в начале, по-прежнему висит на тросе.



  Теперь, надеюсь, вы поняли, что в кадре поворачивался не актёр, он висел неподвижно, а вокруг него поворачивался макет космического корабля с прикреплённой камерой. Соответственно, поворачивался и киноэкран с фоном, который был жёстко привязан к камере. А вам казалось, что это в невесомости поворачивается астронавт.



    4-я причина – нарочито демонстративный показ некоторых элементов. 


В самом начале эпизода мы видим тень руки, которая отходит от объектива кинокамеры. Это должно означать, что Уайт как бы включает кинокамеру - рис.24. 




Рис.24. По тени руки видно, что Уайт как бы включает камеру. 



И далее эта тень нарочито долго остаётся в правом нижнем углу - рис.25. 



   

Рис.25. В правом нижнем углу - тень от 16-мм кинокамеры. 



Можно отметить, что на камере нет никакой защиты. Когда А.Леонов выходил в открытый космос, съёмочная 16-мм кинокамера, установленная снаружи, была в экранно-вакуумной оболочке. 


Следующий нарочито показанный элемент – перчатка. Нам показывают, что она как бы парит в невесомости и поднимается вверх по кадру - рис.26. И всё это происходит в «рапиде». Поскольку большинство людей не знают этого кинотермина, приведу американский эквивалент - слоу моушн (slow motion). Полёт перчатки - это замедленное действие. 


  



Рис.26. Так нам показали вылет перчатки.



Если взять оригинальный ролик, который вышел на дисках DVD и был выложен на Ю-Тубе в 2009 году, то там видно, что в видеоролике много «мёртвых» кадров. Из 24 кадров, которые проходят в секунду, оригинальных там только 6. Каждый кадр дублируется 4 раза. НАСА признаётся, что каждый кадрик действительно повторяется 4 раза, но объясняет это следующим образом. Якобы астронавты экономили плёнку и снимали на скорости 6 кадров в секунду, а потом в лаборатории эти 6 кадров размножали до 24 кадров в секунду.
На самом деле такое объяснение придумано для массового зрителя. Но профессионалы кино видят, что съёмка производилась на нормальной скорости, 24 кадра в секунду, а потом полученный результат в 4 раза замедлялся путём размножения каждого кадрика, чтобы получить умышленно замедленное действие и плавность движений.  

Таким образом вместо 9 минут экранного времени сам процесс «космической прогулки» длился чуть более 2 минут. Поэтому та плавность движения астронавта возникает не из-за наличия невесомости, а из-за умышленно замедленного показа. Вы начинаете смотреть ролик и почти две минуты из девяти после включения камеры (точнее, 1 мин 50 сек) астронавт всё никак не может начать движение в «космическое пространство». Астронавт поджал обе ноги (1:50), но продолжает висеть неподвижно, отталкивается левой ногой (1:55), но не  сдвигается с места, отталкивается правой ногой (1:59), но по-прежнему не сдвигается с места, а потом сам по себе без причин начинает удаляться. На самом деле он медлил секунд 20-25 (как бы возился с пневмопистолетом и фотоаппаратом), но при замедлении этот интервал времени превратился в 2 минуты.
Ещё одна причина, почему замедлили реальную скорость движений «астронавта» – замедление скрадывает резкие толчки и дёргания астронавта на тросе - а таковые имеются в записи, мы заметили их в пяти местах. После того, как мы покажем технику подвеса актёра, вам станет понятным, из-за чего происходят эти толчки. 


В 2020 году ролик пропустили через специальные компьютерные программы и убрали «мёртвые» кадры, заменив их интерполированием - просчётом промежуточных положений между двумя фазами.
Та перчатка, которая медленно вылетала из люка, на самом деле двигалась в 4 раза быстрее. Но самое интересное в том, что движется она не равномерно. Сначала быстро вылетает из капсулы и падает на иллюминатор дверцы, а в конце её движение замедляется, и она еле летит.
Нам показали, что она «летит» вверх. А на самом деле она просто падала вертикально вниз, набирая скорость.
Здесь мастера Голливуда применили способ «обратной перемотки». Другими словами, весь выход Уайта в космос снимался задом наперёд. Сначала актёр, изображающий астронавта Уайта, крутился вокруг капсулы, отлетал вдаль, а потом приближался к капсуле, ногами опускался в открытый люк и протягивал руку к кинокамере, как бы включая её. 


ВИДЕО: 

Нам показали вылет перчатки  таким образом (видео 2009 г.): 


  А на самом деле всё происходило иначе. Перчатку держали у самой границы кадра вверху, а потом закрутив, отпускали. Поэтому она появляется в кадре с маленькой скоростью движения, а потом, ускоряясь, падает вниз, скользнув по иллюминатору дверцы. 


  Вот это и есть первый способ, который применили мастера Голливуда для создания эффекта пролёта в невесомости – метод обратной съёмки. 


ВИДЕО:

Вот как двигалась перчатка в реальности.


  Кроме того, для замедления падения перчатки использовался встречный поток воздуха из люка. Именно этот поток воздуха (от вентилятора) развевал ленты в направлении от люка. Ленты движутся не хаотично. Направление потока угадывается однозначно.
Метод обратной съёмки используется в кино очень широко. Например, некоторые кадры в сценах с авариями автомобилей из-за соблюдения техники безопасности снимаются обратным ходом. Вместо того, чтобы снимать, как написано в сценарии, что грузовой автомобиль наезжает на человека, снимают кадр, как грузовик отъезжает от человека, набирая скорость. А потом пускают плёнку в обратном направлении, и получается, что автомобиль на большой скорости как бы сталкивается с человеком.

 
Вот – несколько примеров обратной съёмки из комедии Л.Гайдая 1961 г. «Пёс Барбос и необычный кросс». 



  После приёма «обратной съёмки» необходимо рассказать о втором приёме, который был использован в сцене с Уайтом. Приём называется «съёмка при необычном положении съёмочной камеры»
В тот момент, когда по кадру пролетает перчатка, астронавт находится в необычном положении. Вам кажется, что он висит в невесомости почти горизонтально, но на самом деле он продолжает висеть на тросе в том же самом вертикальном положении. Просто камера плавно изменила точку съёмки. Если вначале камера снимала висящего астронавта сбоку - рис.27, 


  



Рис.27. Съёмка сбоку 


то потом камера переместилась вниз (вместе с макетом капсулы). К объективу камеры оказались повёрнуты пятки астронавта. 

 


 
Рис.28. Сейчас астронавт повёрнут подошвами к объективу.



И, наконец, камера видит астронавта с нижнего ракурса - рис.29.



 

Рис.29. Съёмка с нижнего ракурса.



Вот начальное положение астронавта в ролике НАСА. По ролику 2020 г. это 2мин 06с. Таймкод указан в правом нижнем углу - рис.30.



  


Рис.30. Начало движения астронавта, отдаление от капсулы.




Через 35 секунд астронавт отдалился от камеры примерно на 3-4 метра. Разгадка его «отлёта» проста – астронавта просто перемещали с помощью стрелы крана. Проиллюстрируем отдаление астронавта от капсулы с помощью модели. У нас не нашлось фигурки Уайта, скрюченного в виде буквы «П», поэтому мы поставили другого астронавта, у которого ранец спиной - рис.31. 





Рис.31. Иллюстрация отдаления Уайта, с помощью модели.



  Мы замечаем, что, удаляясь, астронавт немного поворачивается вокруг своей оси влево-вправо (2мин 11с – 2мин 28с). Вот фаза поворота на 2 мин 19 с - рис.32.





Рис.32. Астронавт повернулся к нам попой.

  

А вот он вернулся в исходное положение, в «профиль» - рис.33.





Рис.33. Астронавт вернулся в начальное положение, в "профиль".

  


На конце стрелы крана крепится ЛИРА, которая может поворачиваться вокруг своей оси на 360˚. Вот пример операторского крана с лирой - рис.34. 





Рис.34. Кран с лирой на конце стрелы.




  Только вместо съёмочной камеры в киноролике НАСА к лире крепился астронавт. Два тонких стальных троса идут с левого и правого краёв лиры. Вот разгадка, каким образом совершенно неподвижный астронавт совершает поворот вокруг вертикальной оси на 90˚ по часовой стрелке и возвращается назад. 

Кроме того, съёмочная камера совершает движение по кругу, вертикально вниз, опускается под астронавта. Мы его видим с нижнего ракурса - рис.35. 


 
  



Рис.35. Съёмка астронавта с нижнего ракурса.



  Когда падает перчатка, астронавт в кадре повёрнут лицом вверх, а ноги направлены к центру кадра.
Вот как это выглядит со стороны. Актёр всё также висит на лире, на двух рояльных струнах. Показываем на макете - рисунок слева. Здесь уменьшенная копия астронавта (куколка) проецируется на фон из чёрной бумаги. Нити подвеса мы специально оставили белыми, чтобы вы видели рабочие моменты, как снимается кино про невесомость - рис.36, слева.

  


  


Рис.36. Съёмка модели астронавта с нижнего ракурса на чёрном фоне.



  Теперь добавляем в кадр дверцу капсулы, которая проецируется на облачный покров Земли – рисунок 36, справа. 

Эту нижнюю часть кадра мы распечатали на цветном принтере с видеоролика НАСА, в формате А4 - рис.37. 





Рис.37. Фон, распечатанный на принтере.




Лист приклеили на чёрную бумагу. Сейчас специально для вас во время фотографирования мы осветили чёрный лист бумаги так, чтобы он начал бликовать в нижней части, и чтобы вы видели все стадии трансформации изображения. Верхняя часть листа при этом заметно чернее.
Затем этот рисунок мы поставили на передний план перед объективом нашего фотоаппарата, чтобы чёрная бумага не бликовала. В качестве фотоаппарата использовался сотовый телефон (для получения большой глубины резкости). Поскольку экспозицию мы ставили по ярко освещённому белому скафандру, чёрная бумага при этом ушла в глухую «темноту».
В этот момент по сценарию НАСА на дверцу «Джемини» падает перчатка. Её бросают на изгибы фала и, отскочив, она падает на открытую дверцу - рис.38.

 
  



Рис.38. Момент вброса перчатки.



Теперь поворачиваем наш кадр на 90˚ - и получаем кадр «космической прогулки» - рис.39. 





Рис.39. Поворот кадра на  90˚.



Меняем ярко-белые нити подвеса на тонкие стальные тросы - и кадр готов - рис.40. 




Рис.40. Окончательный кадр.


  

Как видите, астронавту практически и двигаться не нужно, достаточно слегка шевелить руками и ногами. Мы скажем даже более категорично: ему запрещено двигаться, и вы скоро поймёте почему. Иллюзию движения создаёт съёмочная камера, которая объезжает вокруг висящего на тросах астронавта. Траектория движения камеры – окружность, при этом камера находится внутри большого барабана (схема будет приведена во 2-й части статьи). А вот приближения и отдаления актёра от капсулы выполнены с помощью крана.
Мы видим, что после двух минут статики астронавт начинает отплывать от капсулы и в 2 мин 50 сек его отдаление остановилось. Кран остановился. На самом деле мы знаем, что действие снималось обратным ходом. Вначале кран отвёл актера на максимальное удаление, а потом (в 2:50 по таймкоду) стал приближать его к капсуле. 


Итак, смотрите, что происходит во время съёмок. Кран стоит неподвижно, стрела отвела актёра примерно на 4 метра (из-за широкоугольного объектива расстояние кажется больше). А потом стрела крана приходит в движение. Актёр, пребывавший в статике, получает толчок к движению, его тело дёргается, и поэтому он непроизвольно начинает махать руками и ногами, чтобы удержать равновесие. Хотите вы или не хотите, но толчок будет обязательно. И актёр обязательно резко дёрнется. Но таких толчков не может быть в невесомости, им просто неоткуда взяться. Чтобы вы не обратили внимание на эти толчки, режиссёр съёмочной группы даёт задание актёру - в момент толчка резко поднять руку, как бы отдавая честь.
Вот как выглядят этот толчок - мы вырезали фрагмента на 2:50 и повторили его три раза на реальной скорости. Кроме того, с разницей в несколько секунд происходит ещё один толчок – время по таймкоду 2:58-3:00. И ещё можно заметить, что при движении крана происходит вибрация подвеса, особенно это заметно в интервале времени 7:48-8:01 (по таймкоду) – такое ощущение, что астронавт едет по неровной дороге, по кочкам. Особенно бросается в глаза тот момент, когда подвешенный астронавт резко дёргает рукой в сторону. Поскольку он висит на тросе, то (по третьему закону Ньютона) следует отдача – ноги дёргаются в другую сторону. Этот последний фрагмент мы повторили два раза. 



ВИДЕО:

Тряска астронавта (взмахи руками и ногами) и толчки при движении крана.


  Чтобы толчки стали менее заметными, скорость показа замедляют в 4 раза - и резкие толчки превращаются в лёгкие покачивания. 

Если бы кино монтировалось короткими кадрами, то эти толчки просто-напросто вырезали бы при монтаже. Но поскольку вся сцена снята одним длинным планом, приходится киноприёмами отвлекать внимание от техники съёмки. 


Чтобы вы не думали, что это какое-то уникальное решение, придуманное исключительно для этого случая (поднять руку, сделать жест во время толчка), хочу показать два примера из фильма «Я-Куба» (СССР, Мосфильм, 1962), где неизбежные технические толчки камеры маскируются взмахами руки или полощущимся на ветру флагом.
В начале фильма «Я-Куба» действие происходит на крыше высотного здания, там проходит показ «мисс красавица». Оператор (С.Урусевский) снимает эту сцену на крыше и потом, не останавливая камеры, переходит в боковой лифт (такие лифты используются на стройплощадках), опускается с ним на два этажа вниз, где находится бассейн, и вместе с камерой погружается под воду - рис.41. 




 

Рис.41. Фрагменты длинного плана. 



  Чтобы зрители не заметили технического толчка при переходе с крыши в приставной лифт (стедикамы тогда ещё не были изобретены), оператор просит, чтобы комментатор с микрофоном активно жестикулировал рукой - рис.42.





Рис.42. Комментатор специально активно жестикулирует рукой.

  


ВИДЕО:
 
Вот как это выглядит на  видео: 



  В другом случае технический момент маскируется развевающимся флагом. Во время длинной панорамы камера въезжает в окно табачной мастерской, а вылетает на улицу через другое окно; затем движется над толпой людей (эпизод «Похороны Энрике»).
Во время прохода по табачной мастерской оператор держит камеру в руках, а вылет через окно снят с помощью камеры, прикреплённой к канатной дороге. Подходя к окну, оператор подносит камеру к укреплённым под потолком канатам, и ассистенты с помощью магнитов прикрепляют камеру к канатной дороге. Чтобы не был заметен толчок в момент крепления камеры, в этот момент в окно вывешивают кубинский флаг, он полощется на ветру, и зритель не замечает вздрагивания камеры - рис.43. 






Рис.43. Кадры вылета камеры из окна табачной мастерской. 


ВИДЕО:


Вот видеофрагмент  этого пролёта. 



    

А теперь посмотрите ещё раз первые три минуты выхода Уайта в открытый космос, от падения перчатки до подвода его к капсуле с помощью крана. Посмотрите так, как это было снято на самом деле, т.е реверсом и без искусственного замедления. Вы сразу обнаружите: 


1. Съёмка удалённого астронавта ведётся с нижнего ракурса.
2. Перчатка падает вниз.
3. Актёра приближают к капсуле с помощью стрелы крана.
4. Во время приближения актёра его поворачивают вокруг оси на 90˚ с помощью лиры, установленной на кране.
5. Когда актёр уже практически находится в капсуле, его продолжают потихоньку опускать всё ниже и ниже, чтобы он почувствовал опору под ногами. 



ВИДЕО:

Три минуты ролика выхода Уайта, в реверсе.



На этом заканчивается 1-я часть нашего «исследования». 


Во второй части будет рассказано, по какой траектории двигалась съёмочная камера и какое устройство для её перемещения было придумано. А также будет показано, на каком расстоянии от съёмочной камеры находился фон облачного покрова Земли, и каким образом экран с фоном был связан с камерой.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧАСТЬ 2

*

Количество показов: 7259
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»