www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

22.05.2014

Мифы в передаче Разрушители легенд S06Ep10 (104) - NASA на Луне (спецвыпуск)

 

Почему "разрушители мифов" пошли на фальсификацию?




Как можно доказать, что американцы были на Луне, если на самом деле миссия "Аполлон" была всего лишь фальсификацией полёта? "Доказать" можно только другой фальсификацией! Если посмотреть передачу "Разрушители мифов", посвящённую высадке на Луне, то можно обнаружить, что ведущие как раз этим и занимаются - в ключевых моментах обманывают зрителя.

- Была ли высадка астронавтов на Луне мистификацией? - таким вопросом начинается 104 серия "Разрушителей мифов"(«Разрушителей легенд»), посвященная лунной эпопее. - Команда собирается проверить, сфабриковало ли НАСА посадку «Аполлона» на Луне?

Некоторые люди утверждают, что именно фотографии являются очевидным доказательством того, что это происходило в студии, а не на Луне. - И после этого вопроса постоянные ведущие передачи, Адам и Джейми, начинают "проверять" спорные "лунные" фотографии и видеосюжеты.

Передача состоит из нескольких сюжетов. Тот сюжет, который мы будем обсуждать, называется "Астронавт в тени лунного модуля". Длится он 4 минуты. Жирным шрифтом выделены цитаты из русского перевода передачи.

- Вы отлично видите астронавта, хотя он находится в тени лунного модуля. На Луне только один источник света – это Солнце. Теоретики говорят, что там наверняка есть второй источник света, который и делает астронавта хорошо видимым.


Фотография из миссии "Аполлон-11", которая вызывает споры на форумах.


Рис.1. Фотография из миссии "Аполлон-11", которая вызывает споры на форумах.

- Активные сторонники этой версии заявляют, что если бы он стоял в тени лунного модуля, его невозможно было бы разглядеть так отчетливо.


Так, по мнению скептиков, должен выглядеть астронавт в тени.


Рис.2. Так, по мнению скептиков, должен выглядеть астронавт в тени.


Чтобы проверить, может ли астронавт в тени лунного модуля быть таким ярко освещённым, Адам и Джейми проводят эксперимент с макетом лунного модуля и куклой-астронавтом, пытаясь в павильоне воссоздать "солнечное освещение на луне".

- Это моя модель астронавта Нила Армстронга. – заявляет Адам и следом обманывает зрителя: – Я могу точно сказать вам, что это он, потому что на костюме у него есть эти три красные полоски командира.


Адам указывает на красные полоски на шлеме и на рукаве.


Рис.3. Адам указывает на красные полоски на шлеме и на рукаве.


На самом деле ни у кого из членов экипажа "Аполлон-11", и даже у командира, Нила Армстронга, не было этих красных полосок - ни на шлеме, ни на рукаве, ни на коленях.


Экипаж "Аполлона-11" отправляется к ракете.


Рис.4. Экипаж "Аполлона-11" отправляется к ракете.


Эксперимент начинается - в павильоне включается прожектор, имитирующий свет солнца.


Прожектор, изображающий "солнце".


Рис.5. Прожектор, изображающий "солнце".


Затем в мастерскую вносится платформа, покрытая тёмным материалом, коэффициент отражения которого повторяет яркость лунного грунта.


Платформа с имитацией лунного грунта.


Рис.6. Платформа с имитацией лунного грунта.

На платформу ставится макет лунного модуля.


Вносится макет лунного модуля.


Рис.7. Вносится макет лунного модуля.


Можно заметить, что боковая панель лунного модуля (точка 1) мало отличается по яркости от "лунного грунта" (точка 2). Обратим внимание ещё и на красную лестницу у стены. Эта лестница нам понадобится потом для разговора.

Стены комнаты затягивают чёрной бумагой до уровня выше человеческого роста, как бы имитируя "черноту" космоса на фоне. Красная лестница при этом хорошо освещена и поэтому видна.


Стены по периметру занавешиваются чёрной бумагой.


Рис.8. Стены по периметру занавешиваются чёрной бумагой.

С точки зрения корректности проведения, эксперимент не выдерживает никакой критики. Чёрная бумага никак не может изображать "вакуум" космоса, потому что она не совсем чёрная, отражает 4% света. Для сравнения - лунный грунт в лунных "морях" (это тёмные места на Луне), отражает около 8% света. Чёрная бумага всего лишь в 2 раза темнее лунного грунта.


Лунные "моря" - равнины, выглядят тёмными.


Рис.9. Лунные "моря" - равнины, выглядят тёмными.

Кроме того, чёрная бумага бликует. При производстве кинофильмов на космическую тему никогда не используется чёрная бумага. В качестве имитации космического пространства (чёрного задника) вывешивается чёрный бархат, он отражает 0,8% света.


Чёрный бархат значительно темнее чёрной бумаги.


Рис.10. Чёрный бархат значительно темнее чёрной бумаги.

В том, что чёрная бумага хорошо отражает свет, можно убедиться в этой же передаче, когда рядом с фоном оказывается актёр в чёрной футболке. При этом видно, что по сравнению с футболкой чёрная бумага воспринимается не чёрной, а тёмно-серой.


Чёрная бумага на фоне (в правом углу) выглядит светлее чёрной футболки.


Рис.11. Чёрная бумага на фоне (в правом углу) выглядит светлее чёрной футболки.


Вся серия про Луну построена на обманах, мелких подтасовках и крупных фальсификациях. Вы сейчас это увидите сами.

- Посмотрите на нашу лунную поверхность! - восклицает Адам, распахивая руки. - Мы затянули всю мастерскую чёрным цветом, чтобы исключить любое рассеивание и отражение света, не исходящее от нашей лунной поверхности.

Что ж, мы посмотрели. И увидели, что даже при таких условиях астронавт полностью утонул в тени. Если сможете заметить, то он стоит у левой опоры лунного модуля.


Стены затянуты чёрной бумагой. Фигурка астронавта у левой опоры утонула в тени.


Рис.12. Стены затянуты чёрной бумагой. Фигурка астронавта у левой опоры утонула в тени.


Но не такой результат должны были получить "разрушители мифов". Астронавт в тени должен быть виден хорошо. Поэтому им ничего не осталось, как пойти на жульничество, чтобы удовлетворить заказчика. Они стали со всех сторон подсвечивать фигурку астронавта не только отраженным светом, но и дополнительными источниками света. Когда дело дошло до момента фотосъёмки, они не только "забыли" выключить люминесцентные лампы под потолком, но и расставили вокруг астронавта массу светлых и даже белых предметов (мы их сейчас покажем).


Прожектор, имитирующий солнце и включённые люминесцентные лампы.


Рис.13. Прожектор, имитирующий солнце и включённые люминесцентные лампы.


Так, во время подготовки кадра, установив рядом с астронавтом на небольшой подставке фотоаппарат (рис.14), они накрыли его БЕЛЫМ полиэтиленовым пакетом (рис.15).


Фотоаппарат рядом с астронавтом.


Рис.14. Фотоаппарат рядом с астронавтом.


Фотоаппарат накрыт белым полиэтиленовым пакетом.


Рис.15. Фотоаппарат накрыт белым полиэтиленовым пакетом.


И долго не засыпали тёмным порошком область между астронавтом и фотоаппаратом.


Область между астронавтом и фотоаппаратом остаётся светлой.


Рис.16. Область между астронавтом и фотоаппаратом остаётся светлой.


Конечно, это делалось для того, чтобы на фигурку астронавта попало как можно больше света, отраженного от светлого грунта и белого пакета. Внимательный читатель скажет, что к тому моменту, когда будет делаться фотоснимок для сравнения, белый пакет будет снят, платформа будет равномерно засыпана тёмной "пылью", и поэтому вокруг лунного модуля станет темнее.

Да ничего подобного. В момент фотосъёмки кадра вокруг станет ещё светлее! И вот почему. Вместо белого полиэтиленового пакета рядом с фотоаппаратом окажутся ярко освещенные руки Адама. И не только это.


В момент съёмки близко от астронавта окажутся ярко освещённые руки.


Рис.17. В момент съёмки близко от астронавта окажутся ярко освещённые руки.


- Джейми, ты готов? Снимаем! - произносит Адам и нажимает спусковую кнопку фотоаппарата, внося в свет свои оголённые руки.

Кроме того, с точки зрения кукольного астронавта, в момент съёмки рядом с ним неожиданно появилась гигантская белоснежная гора. Это Джейми в ослепительно белой рубашке встал рядом с фотографом.


Момент съёмки фотокадра . За головой фотографа хорошо видна красная лестница.


Рис.18. Момент съёмки фотокадра . За головой фотографа хорошо видна красная лестница.


Несмотря на то, что в павильоне в этот момент работает якобы один источник света, и светит он с правой стороны, белая рубашка Джейми ярко освещена со спины. Туда, на спину, свет от "солнца" никак не может попасть. Следовательно, в этом павильоне работает ещё один источник света. На изгибе локтя рукава и на спине мы видим глубокие тени под складками (рис.18). И эти тени не от света, отражённого от грунта, свет идёт не снизу. Тени находятся ПОД складками. Как кинооператор, я сразу понимаю, что дополнительный источник света работает сверху.

Или вот вам ещё задача на сообразительность. Скажите, например, чем так ярко освещена деревянная панель платформы на переднем плане, если луч "солнца" туда не падает (рис.19)?


4.jpg

Рис.19. В павильоне очень много рассеянного света.


Впрочем, ответ вы можете увидеть в самой передаче. В павильоне работает не один источник света. Второй источник света мелькнул в одном из кадров. Это длинная люминесцентная трубка, подвешенная под потолком, примерно в двух метрах сбоку от прожектора.


Источники света в павильоне: прожектор по центру, справа от него люминесцентная лампа и белый отражатель, у правой стены - "кинофло".


Рис.20. Источники света в павильоне: прожектор по центру, справа от него люминесцентная лампа и белый отражатель, у правой стены - "кинофло".


Кроме того, "разрушители мифов" пытались обмануть зрителя, показав, что для эксперимента их мастерская якобы даже сверху затемняется.


Мастерская якобы полностью затемняется. Вид на потолок?


Рис.21. Мастерская якобы полностью затемняется. Похоже, что это вид на потолок.


На самом деле потолок всё время был открыт, и даже сама "мастерская" была задрапирована чёрной бумагой не по всему периметру, а только с трёх сторон. Одна стороны была оставлена открытой, чтобы в этом месте мог находиться оператор со съёмочной камерой и ассистентом. Должен же кто-то снимать "разрушителей мифов" в то время, как они фотографируют астронавта в тени лунного модуля!


Общий план места съёмки. Чёрная бумага не до потолка, четвёртая стена открыта вообще.


Рис.22. Общий план места съёмки. Чёрная бумага не до потолка, четвёртая стена открыта вообще.


А если приглядеться к тому моменту, когда производится нажатие на спусковую кнопку фотоаппарата, то на фоне можно увидеть всё ту же красную лестницу, и она хорошо освещена.


Фрагмент кадра. На фоне видна красная лестница.


Рис.23. Фрагмент кадра. На фоне видна красная лестница.


Мы без труда отыскали осветительный прибор, что освещал фон за драпировкой в этот момент. Это оказалась ещё одна люминесцентная лампа под потолком. Она попала в кадр, когда "разрушители" заносили в мастерскую свою платформу.


Под потолком мастерской во время съёмок всё время горят люминесцентные лампы.


Рис.24. Под потолком мастерской во время съёмок всё время горят люминесцентные лампы.


Что же получается? На словах "разрушители мифов" затемнили всю мастерскую и оставили один-единственный источник света, имитирующий солнце, а на деле закрыли лишь до половины три стены чёрной бумагой, и провели эксперимент вместо одного, с тремя источниками света - помимо основного прожектора в комнате продолжали гореть ещё два светильника под потолком.

Но, по-видимому, даже эти ухищрения не дали нужного результата. Кукольный астронавт не получался таким же ярким, как на снимках в миссии "Аполлон-11". И тогда "разрушители мифов" решили, что если фальсифицировать, то фальсифицировать нужно по-крупному! Мы сейчас покажем на фотографиях, как это выглядит.

Они так трудились, снимая и переснимая, что Адам за время этого короткого сюжета сменил 4 футболки.


Адам сменил 4 футболки.


Рис.25. Адам сменил 4 футболки.


А вот теперь о том, что сделали "разрушители мифов" дальше. На какой обман пошли...

Мы говорили о том, что два персонажа известной телепередачи, пытались на макетах повторить "лунную" фотографию ("Астронавт в тени лунного модуля") и доказать, что в тени у лесенки астронавта будет хорошо видно, как на фотографии в миссии "Аполлон-11".




Астронавт в тени хорошо виден. ("Аполлон-11")
Рис.26. Астронавт в тени хорошо виден. ("Аполлон-11")



Но как только они поставили куколку астронавта около макета лунного модуля и осветили участок прожектором (как бы солнцем), так тут же астронавт полностью исчез в тени.


Астронавт стоит у левой опоры. Его почти не видно, он полностью утонул в тени.


Рис.27. Астронавт стоит у левой опоры. Его почти не видно, он полностью утонул в тени.


И вот чтобы доказать, что в тени всё хорошо видно, "разрушители мифов" пошли на фальсификацию. Вместо одного прожектора, имитирующего солнце, включили в павильоне дополнительные осветительные приборы: люминесцентные лампы под потолком. Кроме того, заявив, что закрывают всю комнату вокруг чёрной бумагой (как бы создавая чёрный космос вокруг), на самом деле закрыли три стены, да и то - лишь до половины по высоте. Часть четвёртой стены не закрывали вообще - там находилась съёмочная группа - ведь двух ведущих во время эксперимента должен был кто-то снимать.


Над чёрной бумагой видно много ярких предметов. Четвёртая стена (дальняя от нас)  закрыта лишь на треть.  Правая часть четвёртой стены не закрывалась вообще.


Рис.28. Над чёрной бумагой видно много ярких предметов. Четвёртая стена (дальняя от нас) закрыта лишь на треть. Правая часть четвёртой стены не закрывалась вообще.

Поэтому в комнате было много света, отражённого не только от светлых коробок на стеллажах, но и от людей находящихся вокруг. Джейми в ярко-белой рубашке вообще стоял рядом с лунным модулем. Да и освещённый потолок оставался открытым. На языке "разрушителей мифов" это называлось - устранить весь рассеянный свет, оставив только один источник света - искусственное "солнце". И вот при такой массе рассеянного света и производилась съёмка "лунного кадра". Но, по-видимому, даже данные ухищрения не дали нужного результата. С первого  дубля "разрушить миф" не удалось - "кино" не получилось, астронавт провалился в тени. Поэтому самые основные моменты пришлось переснять, поменяв исходные данные. Меняли "лунную поверхность": изначально тёмную поверхность заменили на светлую, а потом светлую поверхность вновь стали делать тёмной.

Мне удалось насчитать три варианта. Два варианта были с фотосъёмками, а третий вариант - для отвода глаз. То, что переснимали, у меня нет сомнений. К такому выводу меня подводят совершенно нелогичные действия ведущих в одном месте. Как вы отнесетесь к человеку, если он, решив покрасить в комнате пол, сначала внес туда письменный стол и  кровать, а потом, чтобы нанести слой краски под столом и кроватью, стал бы ползать по-пластунски и на  четвереньках, чтобы дотянуться до труднодоступных мест?  Поступают ли так разумные люди?  А вот «разрушители мифов» действовали именно так.

Перед началом фотосъемки они покрыли поверхность импровизированной «Луны» цементом, установили на ней «лунный модуль», «астронавта», фотокамеру, и только после этого стали посыпать поверхность тёмным порошком, забравшись на стол, или залезая щетками и руками в труднодоступные места.


Ведущие засыпают светлую поверхность тёмным составом.


Рис.29. Ведущие засыпают светлую поверхность тёмным составом.


 Просовывают руку в труднодоступные места.


Рис.30. Просовывают руку в труднодоступные места.


Чтобы вы заметили, что "лунный грунт" меняется несколько раз, мы сейчас последовательно разберём процесс подготовки "лунной поверхности". "Разрушители мифов" вначале долго объясняют, что грунт Луны очень тёмный, замеряют его яркомером, что-то считают на калькуляторе, а потом перед съёмкой - раз - и быстренько заменяют его на заведомо более светлый.

На словах сказали как бы правильную вещь - что лунный песок визуально очень тёмный, "альбедо" лунного грунта составляет 7-10%, и даже с помощью яркомера подобрали материал с таким же низким коэффициентом отражения. А потом, не говоря ни слова, заменили весь тёмный лунный грунт на светлый.

Вот вначале нам показывают, как смешивая портланд-цемента с чёрной угольной пылью, они получили 8% отражения. Это было вначале.


Подбирается материал с коэффициентом отражения 8%.


Рис.31. Подбирается материал с коэффициентом отражения 8%.


С таким тёмным "песком" результат на объекте должен получиться вот таким: лунная пыль (3) выглядит темнее, чем серая подставка под фотоаппаратом (1) и боковая панель (2) на лунном модуле. Причём точки 1 и 2 мало отличаются друг от друга по яркости.


"Лунная пыль" (3) выглядит ТЕМНЕЕ, чем подставка под фотоаппаратом (1) и боковая панель лунного модуля (2).


Рис.32. "Лунная пыль" (3) выглядит ТЕМНЕЕ, чем подставка под фотоаппаратом (1) и боковая панель лунного модуля (2).


Но в тот момент, когда Адам произносит: "Снимаем!" ("Shoot") и нажимает на спусковую кнопку фотоаппарата, весь лунный грунт вдруг меняется и становится очень светлым.


Момент съёмки фотокадра с астронавтом. "Лунный грунт" вдруг резко посветлел.


Рис.33. Момент съёмки фотокадра с астронавтом. "Лунный грунт" вдруг резко посветлел.


Обратите внимание на границу света прожектора на переднем плане. Внутри конуса света насыпали более светлый цемент, а снаружи оставили тёмный - пытались изобразить эффект светового круга! Вот только в крайней левой части (там, где стоит Джейми в белой рубашке) просчитались... Видно, что почти всю "лунную поверхность" сделали светлой.

По сравнению с предыдущим снимком ракурс очень мало изменился, но вот соотношение яркостей точек 1, 2 и 3 поменялось сильно.


Теперь "Лунная пыль" (3) оказалась СВЕТЛЕЕ, чем подставка под фотоаппаратом (1) и боковая панель лунного модуля (2).


Рис.34. Теперь "Лунная пыль" (3) оказалась СВЕТЛЕЕ, чем подставка под фотоаппаратом (1) и боковая панель лунного модуля (2).


Последние две фотографии сделаны практически в одно и то же время. Это видно по тому признаку, что нанесённая светлая пыль попала на серую бумагу, закрывающую подставку фотоаппарата.


В нескольких местах на подставку фотоаппарата по неаккуратности попала светлая пыль. А ниже - осталась тёмной.


Рис.35. В нескольких местах на подставку фотоаппарата по неаккуратности попала светлая пыль. 

Сравните два кадра с лунным модулем: один принадлежит непосредственно к самому моменту съемки (-Ты готов? Снимаю!), а другой кадр, очень похожий по ракурсу, - это когда поверхность засыпали темным "реголитом". Эти два кинокадра я подогнал немного по масштабу, чтобы легче было сравнивать и выровнял по яркости, так, чтобы серые полоски на макете в двух кадрах были примерно одинаковы, и чтобы одинаковой по яркости была бы серая подставка под фотоаппаратом. 142 - такое значение покажет Фотошоп, если в это место ткнуть пипеткой.


Два кадра выровнены по яркости подставки.


Рис.36. Два кадра выровнены по яркости подставки.

Вот так нас обманывают "разрушители мифов". Сначала сделали снимок игрушечного астронавта с тёмным "песком". Но задуманный результат не получился. Тогда срочно поменяли весь "лунный грунт" на светлый и сделали новый снимок.

А потом стали показывать, как этот светлый грунт засыпают тёмной составом (цемент с углем). И мы отчетливо видим три последовательно нанесенных слоя. Обратите внимание на выступ "А".


Три разных слоя, имитирующих "лунный грунт".


Рис.37. Три разных слоя, имитирующих "лунный грунт".


 Вот он, этот же выступ (А), в момент фотографирования. И этот слой ещё не засыпан темной смесью!


Здесь пока два слоя "лунного песка".


Рис.38. Здесь пока два слоя "лунного песка".


Тёмной смесью (третьим слоим) стали засыпать платформу (рис.37) уже ПОСЛЕ съёмки фотокадра! Просто в монтаже эти кадры поменяли местами.

Но даже при всех этих фальсификациях "разрушителям мифов" не удалось получить фигурку астронавта такой же светлой, как у НАСА. У "разрушителей" и лестница темнее, и астронавт темнее, а вот фон за астронавтом, наоборот, слишком светлым получился, там даже фактура пропала.


Сравнение двух снимков.


Рис.39. Сравнение двух снимков.


Если притемнить правый снимок, так чтобы фон по яркости стал таким же, как у НАСА, фигурка астронавта начнёт уходить в темноту.


Если на правом снимке сделать такой же по яркости фон, как у НАСА, астронавт начнёт уходить в темноту.


Рис.40. Если на правом снимке сделать такой же по яркости фон, как у НАСА, астронавт начнёт уходить в темноту.


Вот такие они фальсификаторы, эти "разрушители мифов". На словах говорят одно, а делают совсем другое. Говорят, что лунный грунт должен быть тёмным, и тут же делают его светлым. Говорят, что у них в павильоне один источник света (прожектор), а на деле оставляют под потолком включёнными люминесцентные лампы. Говорят, что им удалось получить такой же снимок, как у НАСА, а на самом деле ничего не удалось.

В целом, "разрушителям мифов" не удалось доказать, что астронавт в тени лунного модуля может быть столь же ярко освещённым, как на фотографии НАСА в миссии "Аполлон-11". Несмотря на все ухищрения и подтасовки, астронавт в эксперименте "разрушителей" всё равно теряется в тени. Какой из этого следует вывод? Фотография НАСА никак не могла быть снята при одном источнике света, коим является солнце. Такой светлой фигура астронавта в тени получилась из-за того, что съёмка велась не на Луне, а в павильоне, где для подсветки теневых участков НАСА использовало дополнительные источники рассеянного света.

*



   

Откуда берется этот верхний свет?  Да вот, когда ставили прожектор-"Солнце", под потолком работали люминесцентные лампы.


Mythbusters_104s17-33-08h.JPGMythbusters_104j22-01-13g.JPG


         

        

Mythbusters_104g23-49-14f.JPGMythbusters_104x23-56-32m.JPG

Mythbusters_104l22-42-09u.JPG




* * *

Статья отредактирована в августе 2020 г. Теперь она стала удобочитаема.


Количество показов: 6344
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»