www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

22.08.2017

ПОЧЕМУ НА ЛУННОМ «НЕБЕ» ПОЯВИЛИСЬ ТЕНИ?

ПОЧЕМУ НА ЛУННОМ «НЕБЕ» ПОЯВИЛИСЬ ТЕНИ?


Есть такой лунный снимок, который уже много лет вызывает подозрение в своей достоверности - астронавт на Луне около флага (рис1).



Рисунок 1. Астронавт на Луне

     Согласно легенде НАСА, на снимке изображен астронавт Харрисон Шмидт, находящийся на Луне; рядом с ним - американский флаг, а над флагом – изображение Земли. Удивляет в первую очередь профессионально выверенная композиция снимка: астронавт, флаг и изображение Земли вписаны в точный треугольник. Следует учесть, что второй астронавт, который делал этот снимок, фотографировал «вслепую», у него не было возможности визирования: фотоаппарат висел на кронштейне на груди и посмотреть в видоискатель, находясь в шлеме, не было никакой возможности. К тому же, чтобы сделать такой снимок, с нижней точки, астронавту-фотографу пришлось бы лечь на спину, ранцем жизнеобеспечения на лунный грунт, что вообще по технике безопасности не допустимо. Конечно, из этих сомнений ещё не следует, что перед нами – фейковый снимок. Защитники НАСА приведут контраргументы, доказывающие, что такое композиционное совпадение вполне возможно сделать с нескольких попыток, и тут же дадут ссылку на несколько менее удачных дублей, сделанных примерно с одного и того же места (рис.2).




Рисунок 2. Ряд последовательных фотокадров 

     «А нижнюю точку съемки, - добавят защитники НАСА, - можно получить, откинув спину назад и склонившись вбок». Поскольку никто не проверял, можно ли в скафандре отклонить спину назад на столько, чтобы получить ракурс снизу и не упасть, то все доводы «за» и «против» такой возможности останавливаются на умозрительной стадии. Никто не попробовал повторить такой ракурс на реальных полноростовых моделях.

     Однако подозрение на недостоверность вызывает не слишком низкая точка съемки и не профессионально выверенная композиция снимка, а совсем другой факт. Если в графическом редакторе повысить яркость этого снимка, то вокруг фигуры астронавта появятся странные угловатые тени (рис.3).




Рисунок 3. При повышении яркости снимка в черноте космоса появляются артефакты в виде "теней" 


     «Откуда на небе могут появиться тени?» - спрашивают скептики. – «Может, за астронавтом находится не космос, а задник в павильоне, и на этот задник падает тень от астронавта?»

     Поскольку мне известен способ, каким был получен этот снимок, то сразу скажу, что угловатые черные выбросы за спиной астронавта, тенями не являются. И для характеристики этого артефакта я буду пользоваться термином «чернота», а слово «тень» употреблять не буду.
Мне, как человеку более 25 лет преподающему предмет «Кинофотопроцессы и материалы» в институте кинематографии, совершенно понятно, что искать доказательства фейка нужно в другой половине снимка – не там, где расположен астронавт, а там, где находится флаг. К самой черноте за фигурой астронавта у меня никаких претензий нет – это естественная чернота. А вот фон за флагом – неестественный, он пурпурно-фиолетовый. За астронавтом фон черный, за флагом – фиолетовый. Догадываетесь, что это значит? Астронавт и флаг сняты на разных фонах! И, следовательно, сама фотография представляет собой коллаж из двух снимков, наложенных один на другой. То, что принимается за контуры тени – это граница маски, отделяющая один снимок от другого.

     Итак, проследим шаг за шагом, как был получен этот снимок.
    Отдельно был снят астронавт на черном фоне – это первое изображение (рис.4).




Рисунок 4. Отдельно астронавт.

Второе изображение - отдельно американский флаг и его отражение в сферическом зеркале. Во втором изображении присутствует и "кружок" Земли над флагом (рис.5).




Рисунок 5. Соединение двух фотографий

     Затем это второе изображение обрезается с одной стороны так, чтобы отражение в сферическом зеркале можно было бы наложить на шлем астронавта и не прекрыть других значимых деталей первого снимка. Получается ломаная линия (рис.6). 



 
Рисунок 6. Граница, по которой режется второй снимок.

   Эта ломаная линия, по которой режется вторая фотография, состоит из нескольких участков. Участок «А» - это левая граница снимка. Левый верхний угол второго снимка должен попасть в левый верхний угол первого снимка. Для контроля отсутствия перекоса используются горизонтальная и вертикальная линия. Участок «В» - вырезан с запасом места под антенну (рис.7). 



Рисунок 7. У каждого участка лини разреза есть свое назначение

     Участок «D» - из сферического зеркала вырезано только отражение флага. Остальная часть зеркала удалена. Участок «Е» - линия, идущая вдоль костюма астронавта. Отрезано с запасом, чтобы случайно второй картинкой не перекрыть часть скафандра.
Самый интересный участок - «С», острый угол, который упирается в шлем. Это АНКЕР.
Анкеры - это специальные метки в типографии, по которым совмещаются однокрасочные изображения (рис.8) в полноцветные (рис.9).


Рисунок 8. Однокрасочные изображения




Рисунок 9. Полноцветное изображение, полученное путем наложения четырех красок. Видна неточность сведения.


     Чтобы желтое частичное изображение было в точности совмещено с частичным пурпурным и голубым изображением, за полями картинки помещаются анкеры - небольшие окружности с перекрестиями (рис.10).

     По этим перекрестиям можно видеть, точно ли в геометрическом смысле совпали краски. Эти анкеры потом в готовой продукции либо отрезаются, либо, как мы это иногда видим на упаковках, попадают под склейку.



Рисунок 10. Анкеры

Мне хочется дать ссылку на "анкеры", но поисковики выдают совсем другой смысл на термин «анкер» (якорь).

     Так вот этот острый угол - это анкер, указатель контроля точности совмещения двух снимков. Этот острый угол должен одной точкой коснуться шлема - вот тогда это будет признаком оптимального соединения двух изображений (рис.11).





Рисунок 11. Совмещение фотографий 


И вот вам готовое изображение. При повышении яркости видна граница, по которой режется вторая фотография
Таким образом становится очевидным, что данная "лунная" фотография представляет из себя КОЛЛАЖ - соединение двух фотографий, снятых в разное время.

     Если в графическом редакторе повысить яркость изображения, то фон вокруг флага становится пурпурно-фиолетовым вместо черного, и мы видим ГРАНИЦУ, отделяющую один снимок от другого. Почему же фон за флагом стал пурпурным? А дело в том, что за флагом находится не чернота космоса и даже не черный бархат павильнного задника. Там, на фоне, расположен... экран из мельчайших стеклянных шариков, такой материал называется “скотчлайт”.
     Мы уже не раз писали о том, что основным способом фальсификации лунных снимков являлась фронтпроекция. Съемка происходила в большом павильоне, где на фон, на 30-метровый экран, проецировался слайд с видом лунной горы, и с этого же направления (откуда шёл свет от слайд-проектора) производилась фото- и киносъёмка. Поскольку никто достоверно не знает, как выглядят лунные горы с поверхности Луны (мы в телескоп видим их с Земли всегда сверху), то в качестве лунной горы мог выступать какой-либо отснятый на слайд горный массив на Земле, похожий на лунный, или же лунная гора была отснята автоматической станцией, севшей на Луну (например, Сервейером), а потом это изображение было передано на Землю.  
     Чтобы получить изображение астронавта на фоне лунной горы, совсем не обязательно отправлять человека на Луну. Такой снимок легко сделать методом комбинированных съемок, главное - насыпать на пол в павильоне песок, имитирующий лунный реголит, спроецировать на экран изображение, и перед экраном поставить актера, изображающего астронавта.
     Для фронтпроекции использовался не такой экран, как в кинотеатре, в виде белого полотна, экран изготавливался из специального световозвращающего материала, скотчлайта (такой материал используется в дорожных знаках). Белый экран не применяется в таких случаях по двум причинам. Во-первых, он рассеивает свет РАВНОМЕРНО ВО ВСЕ СТОРОНЫ, чтобы для всех зрителей в зале, смотрящих на экран под разными углами, экран казался одинаковым по яркости. Но такое диффузное рассеивание света во все стороны приводит к тому, что яркость на экране оказывается не очень высокой. Даже в современных кинотеатрах яркость на экране такова, что если вы захотите вести пересъемку с экрана, например, цифровым фотоаппаратом, то вам придётся поставить чувствительность около 2 тысяч ISO. А в конце 60-х годов ХХ-го века, когда Кодак делал цветную кинопленку с максимальной светочувствительностью всего 160 единиц, максимум, на что можно было рассчитывать (чтобы начать пересъемку) - на экран шириной 5-6 метров. На больший экран не хватало чувствительности.
    Вторая причина, по которой в комбинированных съемках не используется белый экран, связана с тем, что актера перед экраном надо ярко высветить, как в солнечный день.  Вы же прекрасно понимаете, что если в кинотеатре во время показа фильма включить в зале даже слабый свет, то весь экран засветится, изображение на экране поблекнет, а нам нужно высветить пространство перед экраном очень ярко. Вот поэтому используется очень хитрый экран из световозвращающего материала, из скотчлайта. Этот световозвращающий материал, состоит из мельчайших стеклянных шариков. Каждый стеклянный шарик работает как крошечное зеркало и, согласно законам преломления и отражения, 95% света возвращает в ту точку, туда, откуда свет пришел. Если направить слайд-проектор на такой экран, то весь отраженный свет возвратится в одну точку. Если встать в эту точку, то яркость экрана скотчлайта будет примерно в 100 раз выше, чем у белого экрана. Вот в эту точку и ставят съемочный аппарат. Слайд-проектор и съемочная камера должны находиться строго в одной и той же точке. Поскольку в таком случае камера будет перекрывать свет от проектора, то выход нашли довольно простой - на пути света от слайд-проектора поставили полупрозрачное зеркало под углом 45 градусов, а за зеркалом разместили съемочную камеру (рис.12). Причем расстояние от объектива слайд-проектора до середины зеркала точно такое же, как от середины зеркала до объектива кинокамеры. И свет, вернувшийся от экрана, попадает точно в объектив съемочной камеры. 
   



Рисунок 12. Схема фронтпроекции для получения "лунных" кадров. Свет от "солнца" светит на астронавта сзади, чтобы не засветить изображение на экране.


    Другая особенность такого экрана заключена в том, что рассеянный в помещении свет не мешает изображению на экране, не засвечивает его. Даже если какой-то прожектор будет светить в сторону экрана, то съемочная камера этот свет почти “не заметит”, потому что этот свет на 95% отразится не в сторону камеры, а вернется назад, к прожектору. Конечно, чтобы получить качественное изображение на фоне, основной прожектор, имитирующий Солнце, и освещающий актера, не должен быть направлен на экран. Если мы приглядимся к "лунным" фотографиям, то почти на всех снимках, "солнце" светит на астронавтов сзади или сбоку. Это такая специфика комбинированных съемок.  
     А вот если источник света находится на одной линии с осью съемочного объектива, то тогда он просто-напросто отражается в экране, как в зеркале. У нас есть главный источник света на экране – слайд-проектор. Ось излучения слайд-проектора совпадает с осью съемочного аппарата и свет зеркально отражается в съемочный фотоаппарат. Поэтому слайд-проектор дает нам яркое, как в солнечный день, изображение лунной горы на фоне. Представьте, как будет выглядеть экран в кинотеатре, если его яркость вдруг станет в 100 раз выше!
     Но помимо основного источника света, освещающего фон, образуется еще и дополнительный паразитный свет. И, к несчастью, он тоже расположен на одной оси с объективом. Этот паразитный свет дает ярко освещенный флаг. Этот флаг просто-напросто отражается в зеркальном экране.
     Во время съемок телефильма “Большой космический обман США” на телеканале “Звезда” мы столкнулись как раз с таким явлением, когда показывали, каким образом создавались “лунные” кадры (рис.13).

Фрагмент телефильма "Большая космическая ложь США" (с английским переводом)


Фильм "Большая космическая ложь США" телеканала "Звезда"



 Рисунок 13. Создание "лунных" кадров. Слева проектор включён, справа - выключен.


Близко расположенный к фону красный флаг отражался в зеркальном экране и создавал вокруг себя светло-красный ореол (рис.14).




Рисунок 14. Расстановка света в павильоне.

Этот ореол становился особенно заметным при повышении яркости снимка (справа), а при затемнении снимка ореол сливался с чернотой фона (слева) (рис.15).




Рисунок 15. При повышении яркости фотографии вокруг флага сильнее заметен красный ореол - отражение в зеркальном экране.

     
     Сам факт того, что при повышении яркости фотоснимка НАСА вокруг флага возникает яркий пурпурно-фиолетовый ореол (из-за красных и синих деталей флага), красноречиво свидетельствует о том, что на фоне за флагом находитcя не черный вакуум космоса, а специальный светоотражающий экран из “скотчлайта”.
    И теперь, чтобы завершить анализ снимка, необходимо остановиться на том, как с технической точки зрения соединялись эти два снимка, другими словами, на каком оборудовании выполнялся коллаж.
     Можно, например, предположить некий "школьный" вариант объединения снимков. Наверное, все школьники делали коллаж из разных открыток: мальчики клеили своё лицо к телу бодибильдера, а девочки свои фотки соединяли с фигурой Барби.
    Так вот можно поступить таким же образом: взять две фотографии, вырезать ножницами из одной фотографии нужную нам часть и приклеить ее к другой фотографии.
     Скорее всего, из-за толщины бумаги будет видна граница склейки.
Но это не самое главное препятствие. Ведь дальше мы эту фотографию должны ПЕРЕСНЯТЬ (сделать репродукцию), чтобы она оказалась в виде одного кадра на прозрачной фотопленке, как будто это кадр, сделанный Хассельбладом.
     Фотошопа в те годы еще не было, чтоб можно было сверстать воедино два снимка. Но в конце 60-х годов ХХ века уже появились барабанные сканеры. Сканер Crossfield (рис.16) позволял делать коллаж из 4 снимков. Соединение двух снимков производилось в сканере.



Рисунок 16. Сканер Кроссфилд

     Чтобы одно изображение не налезало на другое, один снимок от другого отделялся с помощью маски. Вот границы этой маски и видны на фотографии, когда мы в Фотошопе поднимаем яркость.
      Тот факт, что за флагом и за астронавтом оказались разные фоны, говорит о том, что кадр снят по частям: невозможно было кадр с таким нижним ракурсом снять в один заход. Сначала был отснят флаг с изображением Земли, а потом отдельно подбирался ракурс для астронавта. Если в соседних дублях мы видим, что актер держит одной рукой флаг, то здесь руки, взявшейся за флаг, не видно. Не потому, что она оказалась за краем кадра, а просто потому, что это два разных кадра.
     Эта зигзагообразная линия не тень астронавта, а граница маски, по которой режется изображение. И вот чтобы одно изображение не просвечивало через другое при наложении друг на друга, для этого маска и применяется. Поэтому с точки зрения корректности ту черноту, в виде ломаной полосы, что находится за спиной астронавта, следует называть границей маски, но никак не тенью.
   
    Вывод.
    Тщательный анализ "лунной" фотографии показывает, что данный снимок склеен из двух фотографий, и к тому же эти фотографии сделаны в павильоне, а не на Луне. И вместо "черноты" космоса за американским флагом находится световозвращающий киноэкран. И, конечно же, Земля над флагом, тоже всего лишь фотография, как и вид лунной горы - тоже всего лишь картинка, проецируемая со слайд-проектора на киноэкран.  
Количество показов: 256
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»