ЧЕМ СЛАЙДОВАЯ ПЛЁНКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЗИТИВНОЙ?
СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ
Главы 19-21.
ГЛАВА XIX.
ПОЧЕМУ «РЫБОЛОВНЫЙ КРЮЧОК» ЗЕЛЁНЫЙ?
Когда-то, лет семь назад, на форуме, некто, под ником Чёрный Глиммунг, обратился ко мне:
- Вы не могли бы попробовать объективно разобраться, что представляет из себя артефакт на одном из снимков А-17:
http://history.nasa.gov/alsj/a17/AS17-137-20925HR.jpg
Рис. XIX-1. Один из снимков миссии Аполлон-17.
При повышении яркости в тени камня обнаруживались короткие зеленые линии (рис.XIX-2)
Рис.XIX-2. Фрагмент снимка с указанием места артефакта (слева) и тот же фрагмент при повышении яркости (справа).
В ответ я написал следующее:
Чёрный Глиммунг! Огромное спасибо!
Даже не так. А вот так:
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ЭТОТ ВОПРОС!
Я уже три минуты хожу по комнате взад-вперед и никак не могу успокоиться. Эта фотография - ключ к разгадке аполлоновских снимков.
Я думаю, что та версия, которую я сейчас напишу, ещё никому не приходила в голову (во всяком случае, мне она, точно, не встречалась). Это настолько неожиданно, что это меняет все наши представления о том, как были сделаны цветные снимки лунных миссий.
Вы даже не представляете, какую помощь вы мне оказали. Вы мне подкинули ключ.
Наконец-то несколько вопросов, на которые я никак не мог найти правильного ответа, которые никак не стыковались и которые меня все время беспокоили - оказывается, все они - открываются одним ключом.
Ответ настолько парадоксальный, что я расскажу по порядку.
Я как-то видел месяц назад эту фотографию с подписью "Кто-то оставил здесь рыболовный крючок". Но тогда не обратил на это внимание.
А сейчас только бросил взгляд и сразу понял причину этого артефакта.
Дело в том (я не буду этого скрывать), что в течение 10-ти лет я был начальником цеха обработки кинопленки. Под моим руководством был штат более 20-ти человек: проявщики, копировщики, цветоустановщики, механики по ремонту проявочного оборудования, инженеры КИЛ (контрольно-измерительной лаборатории), склейщики негатива и, конечно же, контролеры ОТК. В отделе технического контроля у нас были две женщины с богатым опытом работы и на других киностудиях (копировальная фабрика, киностудия Министерства Обороны и пр..). Так вот с контролерами ОТК я просматривал иногда километры брака, чтобы выдать правильное заключение, по чьей вине произошел брак (съемочная аппаратура или механик по обслуживанию аппаратуры, лаборатория проявки плёнки, съёмочная группа, оператор, фабричный брак). И каких только видов брака я не насмотрелся: ретикуляция эмульсии (завышена температура сушки при высокой влажности), шахматность перфораций (фабричный брак импортной пленки), подсветки в кассете кинокамеры (не до конца закрывалась крышка), подсветка в кассете проявочной машины (из-за того, что выпал крепежный винтик в кассете), тёмные серебряные точки на изображении (из-за того, что в проявочной машине не сменили стоячую воду после фиксажа), надкол перфораций (нижняя петля в кинокамере слишком маленькая), мигания изображения только в одном месте декорации (съёмка производилась на частоте 24 кадра в секунду, весь павильон был залит светом ламп накаливания, а в это место декорации - у окна - светил металлло-галогенный прибор, и нужно было снимать на частоте 25 к/с); или мигания изображения из-за того, что съёмка велась на разряженном аккумуляторе.
Кроме этих десяти лет, я еще 2 года работал на кинокопировальной фабрике цветоустановщиком.
В общем, после всего увиденного за 12 лет, мне не составило особого труда идентифицировать вид брака на этой предоставленной фотографии.
На мой взгляд - это обыкновенная царапина.
Причем, если бы царапина произошла во время обработки плёнки (в проявочной машине), то царапина была бы размытой. А здесь она чёткая, что говорит о том, что это - "царапина по сухому". Она произошла уже после того, как плёнка была обработана и высушена. Царапина вертикальная, продольная. Значит, она возникла во время продольного перемещения плёнки. Например, во время перемотки при сканировании. Царапина не по основе, а по эмульсии, царапина цветная, и это означает, что в верхнем эмульсионном слое краситель повреждён.
Мы знаем, что цветное изображение на кино-фотоплёнках состоит из трёх красителей – жёлтого, пурпурного и голубого. Поскольку царапина зелёная, то это означает, что соскоблился пурпурный краситель, а остались жёлтый и голубой (жёлтый и голубой красители вместе дают зеленый цвет).
Вот тут и начинается самое главное.
Светочувстительные слои на обращаемая фотоплёнке расположены следующим образом – см. рис.XIX-3. Сверху идёт синечувствительный слой (под номером 1), после экспонирования и обработки в нём образуется жёлтый краситель. Под номером 2 – жёлтый фильтровый слой, который обесцвечивается в процессе отбеливания и фиксирования, 3 – зелёночувствительный слой, в нём образуется пурпурный краситель, 4 – красночувствительный слой после экпонирования и обработки выдаёт голубой краситель, 5 – противоореольный слой – удаляется в процессе обработки (остаётся пустой желатиновый слой), 6 – прозрачная основа, примерно в 8 раз толще, чем все слои вместе взятые.
Рис.XIX-3. Строение цветной обращаемой фотоплёнки: а) – до экcпонирования, в эмульсионных слоях находится светочувствительное вещество (треугольнички), б) – после экспонирования и обработки образуются красители.
Эмульсионные слои очень тонкие, толщиной в несколько микрон, и хотя они хорошо задублены, с плёнкой всё равно нужно обращаться очень бережно. Если проходит царапина по эмульсии, то вначале снимается жёлтый краситель, отчего царапина на просвет приобретает синий оттенок (оставшийся пурпурный краситель + голубой). Более глубокая царапина приводит к тому, что снимаются два верхних слоя - два красителя - жёлтый и пурпурный, и на плёнке остаётся только голубой. Поэтому эмульсионные царапины на обращаемой фотоплёнке бывают либо синие, либо голубые – рис.XIX-4.
Рис.XIX-4а. Царапины на обращаемой фотоплёнке – синие, слайды размером 6х6 см.
Рис.XIX-4б (gif). Царапины на обращаемой фотоплёнке – синие, слайды размером 6х6 см.
Плёнки высокой чувствительности - негативные и обращаемые (slide film, reversal film), имеют одинаковое расположение красителей по мере прохождения света: жёлтый – пурпурный и голубой. Совсем иначе расположены красители на малочувствительных позитивных материалах - фотобумагах и позитивных киноплёнках (принт-фильмах). При изготовлении этих материалов было учтена особенность человеческого зрения, то что жёлтый краситель практически не несёт информации о резкости (рис.XIX-5).
Рис. XIX-5. Из трех красителей наименьшей информационной ёмкостью обладает жёлтый.
Если информацию о резкости, которые создают все три красителя, принять за 100%, то на долю жёлтого приходится лишь 10%. Но что получается во время экспонирования? Сами эмульсионные слои (до проявления) – это сильно мутная среда, они сильно рассеивают свет. Поэтому в верхнем слое оказывается наибольшая разрешающая способность (лучше всего резкость), а в самом нижнем – разрешающая способность (в линиях на миллиметр) в полтора-два раза ниже из-за рассеивания света. При классической схеме расположения красителей (ж-п-г) максимум разрешающей способности приходится на жёлтый краситель, а глаз там практически ничего не видит – не видит никаких мелких деталей. В связи с этим фирма Кодак в середине 50-х гг. ХХ века выпустила плёнки с перемещенными слоями: жёлтый краситель отправился в самый низ.
Та группа, которая разрабатывала цветные фотобумаги, посчитала, что наибольшую информационную ёмкость несёт голубой краситель, поэтому поставила его на самый верх. Если мы возьмём ножницы и начнём осторожно соскабливать эмульсию с цветной фотографии, то увидим, что первым будет удаляться голубой краситель, а царапины в этом месте будут красными – это остаются два других красителя – пурпурный и жёлтый (рис.XIX-6).
Рис.XIX-6. При соскабливнии эмульсии на фотобумаге вначале удаляется голубой краситель, отчего царапины приобретают красный цвет.
При дальнейшем выскабливании внизу виден жёлтый краситель - рис.XIX-7.
Рис.XIX-7. Последовательное соскабливание красителей на фотобумаге (голубой - пурпурный - жёлтый).
Другая группа разработчиков, которая занималась киноматериалами для печати, посчитала, что пурпурный краситель более информационен, нежели голубой, поскольку кривая поглощения пурпурного красителя больше всего похожа на кривую видности глаза. Именно из-за этого, разработчики поставили наверх пурпурный краситель. На всех позитивных киноплёнках, например, Eastman Print Film 5381, или на современной киноплёнке Kodak 2383, сверху находится пурпурный краситель. И в течение многих лет звуковую дорожку для улучшения резкости записывали только в верхний эмульсионный слой. В середине процесса обработки, после отбеливания, звуковая дорожка обрабатывалась дополнительно чёрно-белым проявителем, в результате чего в этом же слое образовывалось серебряное изображение, тёмно-чёрное, как на черно-белой киноплёнке. Такая звуковая дорожка (черно-белая дорожка + пурпурная краска) выглядела тёмно-пурпурной и называлась high magenta (рис.XIX-8).
Рис.XIX-8. Звуковая стерео-дорожка (слева) – тёмно-пурпурная.
Далее идёт ссылка на статью, из которой можно узнать, для чего звуковую дорожку обрабатывали дополнительно чёрно-белым проявителем, и как менялся цвет звуковой дорожки в течение последних 80 лет существования цветного кино. О цвете звуковой дорожки
Если вначале звукового кино на звуковую дорожку направлялся свет лампы накаливания (по размеру она была похожа на лампу в подфарнике автомобиля), то к 2005-му году вместо лампы стал использоваться красный лазер, и звуковая дорожка стала состоять из цвета, противоположного красному - из голубого красителя.
Расположение красителей на цветном позитиве Кодак не меняется с середины 50-х гг. ХХ века. Если мы начнём царапать кинопозитив, то царапины окажутся жёлто-зелёными (рис.XIX-9).
Рис. XIX-9а. Царапины по эмульсии на кинопозитивной плёнке выглядят зелёными.
Рис. XIX-9б (gif). Царапины по эмульсии на кинопозитивной плёнке выглядят зелёными.
Поскольку файлы gif не совсем правильно передают цвета, образование царапин на разных материалах лучше посмотреть на видео.
Видеофайл: Образование цветных царапин на слайде, фотобумаге и кинопозитиве
Кстати, на тех слайдах, что были найдены в коробке, на тёмном фоне встречаются царапины, и они – зелёного цвета (рис.XIX-10).
Рис.XIX-10. Зелёная царапина около перфораций.
Всё это свидетельствует о том, что перед нами изображение не на обращаемой, а на позитивной киноплёнке. И это не слайд, а кинопозитив. А раз плёнка позитивная, то изображение печаталось с негатива. И это никак не может быть оригиналом, поскольку это самая обычная копия, полученная двухстадийным способом «негатив-позитив».
ГЛАВА XX.
ЧЕМ СЛАЙДОВАЯ ПЛЁНКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЗИТИВНОЙ?
На слайдовой и позитивной плёнке визуально получаются одинаковые изображения – позитивные. Это приводит к тому, что большинство людей называет слайдовую плёнку позитивной, хотя на упаковке плёнки существует однозначное указание на её тип. На ПОЗИТИВНЫХ киноплёнках есть указание, что эта плёнка предназначена для печати - color print film – рис.XX-1. На эту плёнку производится печать с негатива.
Рис.XX-1. 600-метровая коробка и этикетка современной цветной позитивной киноплёнки Кодак.
На слайдовых плёнках написано следующее: “for color slides” (т.е. для цветных слайдов) – рис.XX-2 или “for color transparencies” (для прозрачных цветных изображений) с добавлением “reversal film” (ОБРАЩАЕМАЯ плёнка) – рис.XX-3.
Рис.XX-2. Фотоплёнка “Кодак Эктахром” для цветных слайдов.
Рис.XX-3. На упаковке присутствует указание, что это обращаемая плёнка (reversal film), и что она для предназначена для съёмок при дневном свете (daylight), 5500К.
При больших размотках, например, по 122 метра (это 400 футов), плёнка поставляется в жестяных коробках. На этикетке крупными буквами указано, что это – обращаемая плёнка (reversal film) – рис.XX-4.
Рис.XX-4. Коробка обращаемой кинопленки на 122 метра (400 футов).
В идентификационном номере 7266 цифра “7” означает, что это УЗКАЯ плёнка, шириной 16 мм; в случае 35-мм плёнки первой стояла бы цифра “5”. Вторая цифра, “2” присваивается негативным и обращаемым плёнкам, т.е. сразу идёт указание, что это не позитивная киноплёнка. У позитивных материалов на втором месте стоит цифра “3” (например, современная позитивная киноплёнка 2383 или 5381 в 60-70-е гг. ХХ века). А “66” – это модификация плёнки, причём это число может измениться, например, через 8-10 лет после внесения в данный тип плёнки каких-либо улучшений в цветопередаче или при изменении структуры эмульсионных зёрен. Например, сейчас фирмой Кодак выпускаются обращаемые киноплёнки с индексом “80” – 7280. При этом первые две цифры остаются неизменными, “7” и “2”, и на упаковке по-прежнему указано, что это плёнка “Эктахром” – рис.XX-4.
Рис.XX-4. Современная обращаемая киноплёнка шириной 8 мм (тип 7280).
Буква «Т» в названии плёнки «64Т» указывает на то, что плёнка сбалансирована под свет ламп накаливания (3200 К). «Т» - это первая буква слова tungsten – вольфрам - лампа накаливания светится за счет нагрева вольфрамовой спирали. На коробочке есть таблица, которая указывает, что при лампе накаливания (нарисована бытовая лампочка) светофильтр не ставится, а при дневном свете (рисунок солнышка) необходим оранжевый светофильтр W-85B (W - номер по каталогу Реттен, Wratten).
Позитивные кино-фотоплёнки очень сильно отличаются от обращаемых и не могут быть заменены одна на другую. Прежде всего это связано с областью их использования. Обращаемые материалы используются для съёмок, и у них должна быть высокая чувствительность. Например, для съёмок в солнечную погоду используются плёнки с небольшой светочувствительностью, 64 единицы АСА, а для интерьеров и помещений Кодак выпускает фотоплёнки высокой чувствительности, от 400 (рис.XX-5) до 1600 единиц (рис.XX-6).
Рис.XX-5. Обращаемая фотоплёнка 400 единиц.
Рис. XX-6. Высокочувствительная обращаемая фотоплёнка 1600 единиц.
Совершенно иначе обстоит дело с позитивными материалами. Их никто не заряжает в фотоаппарат. На позитивные материалы впечатывают изображение с негатива, как на фотобумагу, и это происходит в лаборатории. Копирование с негатива происходит не в темноте, а при специальном лабораторном освещении - при очень слабом жёлто-зелёном или жёлто-оранжевом освещении (рис.XX-7).
Рис.XX-7. Освещение в копировальном отделении при работе с цветными позитивными киноплёнками.
На копировальном аппарате имеются светящиеся панели, чтоб можно было прочитать номер заказа, значения форфильтра и другую служебную информацию, кроме этого подсвечены кнопки «пуск», «стоп», «реверс», указатели скорости движения плёнки, регуляторы напряжения лампы изображения и лампы звуковой дорожки и пр. (рис.XX-8).
Рис.XX-8. Современный кинокопировальный аппарат для 35-мм киноплёнки.
А копировщик при этом должен не просто следить за работой копираппарата, наблюдая за процессом, но должен постоянно (каждые 15-20 минут) менять отпечатанный рулон позитива на новый неэкспонированный рулон, устанавливать негативные ролики другого заказа и т.д.. Всё это копировщик должен видеть, а позитивная киноплёнка при этом не должна подсветиться, по крайней мере в течение 15 (или 30) минут нахождения под лабораторным фонарём. Следовательно, позитивная киноплёнка должна иметь очень низкую светочувствительность. Например, чувствительность красного слоя позитива примерно в 10 000 раз меньше чувствительности аналогичного слоя обращаемой плёнки для интерьеров – сравните 0,04 и 400 АСА) . Чтобы экспонировать такую малочувствительную киноплёнку, в копировальных аппаратах используются лампы накаливания большой мощности, например, 1200 Ватт (рис.XX-9).
Рис. XX-9. Перегоревшая лампа накаливания кинокопировального аппарата, мощностью 1200 Ватт.
Итак, главное отличие позитивных плёнок от слайдовых – все они очень низкой чувствительности, максимальная чувствительность (по синему слою) никогда не превышает полутора единиц, чувствительность же по красному слою в 20-40 раз ниже чувствительности синего слоя.
Второе отличие – световые условия, в которых работают светочувствительные материалы. Слайдовые плёнки чаще всего балансируются под дневной свет (5500 К), примерно такой же спектральный состав даёт свет фотовспышки. Поскольку дневной свет близок к РАВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ белому свету, то все три слоя обращаемой плёнки должны быть одинаковой чувствительности, и светофильтр на объектив при съёмке днём не требуется.
Если же теперь говрить о цветовом балансе позитивных киноплёнок и цветных фотобумаг, то ту цветовую температуру, на которую они балансируются (киноплёнки и цветные фотобумаги), трудно оценить одним словом или одним значением. С одной стороны, в копировальном аппарате стоит лампа накаливания, но это приводит к поспешному и ошибочному выводу, что позитивные материалы якобы балансируются под лампу накаливания с цветовой температурой 2800-3200К. Это не так. Прежде чем попасть на позитивную киноплёнку, свет от лампы проходит через негатив, а все негативы маскированные, они оранжево-коричневые. Эта маска визуально похожа (но немного темнее) на съёмочный фильтр типа W-85B, который понижает цветовую температуру с 5500 К до 3200 К. Если такой светофильтр установить теперь перед лампой накаливания копировального аппарата, то цветовая температура упадёт с 3200 К примерно до 2200 К. Но это ещё не всё. Для балансировки цветной позитивной киноплёнки по слоям (нормирование позитивной киноплёнки) на пути света устанавливается форфильтр «персикового» света, который ещё понижает цветовую температуру, примерно до 1900 К. Вот наиболее бизкое значение цветовой температуры, на которую сбалансированы цветные позитивные киноплёнки. Так что если кто-то захочет поснимать в солнечную погоду на позитивную киноплёнку, зарядив её в фотоаппарат, ему придётся поставить перед объективом, как минимум, два оранжевых светофильтра W-85B, и выставить выдержку около 1 секунды.
Третье отличие – расположение светочувствительных слоёв. У слайдовой плёнки традиционное расположение красителей в слоях: жёлтый-пурпурный-голубой (сверху вниз), а у позитивной – перемещённые слои: сверху пурпурный краситель, затем голубой, и уже внизу – жёлтый.
И, конечно, же есть ещё одно принципиальное отличие – разные процессы обработки. Для кинопозитивов – это процесс ECP-2D (см.этикетку на рис.XX-1), а для слайдов – Е-6 (см. рис.XX-3 или XX-4). Это совершенно не похожие друг на друга процессы.
Какую бы плёнку мы ни взяли, чёрно-белую или цветную, негативную, слайдовую или позитивную (включая фотобумаги), во всех этих материалах свточувствительным веществом являются соли серебра - хлорстое, йодистое или бромистое серебро. Но у всех материалов (негативных, позитивных, обращаемых) разные процессы обработки.
Процесс обработки чёрно-белых негативов и фотобумаг все представляют более-менее ясно. После экспонирования чёрно-белого материала фотоплёнку и фотобумагу сначала проявляют. При этом часть светочувствительного вещества, на которую попал свет, темнеет в проявителе (соль серебра превращается в мелкозернистое металлическое серебро), а часть светочувствительного вещества остаётся неизрасходованной. Чтобы оно (оставшееся нсветочувствительное вещество) не засветилось, его удаляют из плёнки с помощью фиксажа. Тиосульфат аммония, котрый входит в состав фиксажа (раньше это был тиосульфат натрия) растворяет соли серебра, и они переходят в раствор. Соли серебра накапливаются в фиксаже, поэтому на крупных предприятих никто не выливает фиксажи в канализацию, из каждого литра отработанного фиксажа можно извлечь (методом электролиза) до 5 г серебра. После фиксирования плёнку промывают и сушат. Конечное изображение на чёрно-белых негативах и на черно-белых фотобумагах состоит из мелкодисперссного серебра, оно выглядит чёрным.
А вот конечное изображение на цветных материалах состоит из красителей. Поскольку сами красители не светочувствительны, то во всех цветных материалах в качестве светочувствительного вещества по-прежнему используются соли серебра. Но соли серебра во время проявления могут превращаться только в серебро (чёрного цвета), и они дают чёрно-белое изображение. Поэтому в процессе проявления цветного материала помимо цветного изображения из красителей в эмульсионных слоях обязательно образовывается чёрно-белое изображения, которое нам не нужно. В связи с этим цветных процессах вводится новая стадия – отбеливание – процесс удаления чёрно-белого серебряного изображения. Вот как, например, выглядит процесс обработки цветного негатива, который называется С-41: Проявление – Отбеливание – Фиксирование – Стабилизация – рис. XX-10.
Рис.XX-10. Последовательность стадий в процессе С-41 (обработка цветного фотонегатива).
Во время цветного проявления засвеченные соли серебра превращаются в серебро, и вокруг этих зёрен возникают облачки красителей, которые повторяют формы микрокристаллов, поэтому в эмульсионных слоях в процессе проявления образуются сразу два изображения: одно - чёрно-белое, из серебра, и второе – цветное, из красителей.
На следующей стадии, в отбеливателе, чёрно-белое изображение исчезает, оно превращается в соль серебра. А соли серебра растворяются в фиксаже. Благодаря тому, что после отбеливания идёт фиксирование, чёрно-белое изображение удаляется из фотоплёнки полностью, в слоях остаются только красители, которые и формируют цветное изображение. Естественно, что фиксирование удаляет также и непроэкспонированное светочувствительное вещество, растворяя его. После фиксирования плёнку промывают в стабилизаторе (вода + формалин или вода + дихлороизоциануровая кислота, что-то типа хлорки) и высушивают.
Процесс обработки цветной позитивной киноплёнки принципиально такой же, как и цветного негатива (С-41), только после каждой стадии обработки добавляется промывка. Но в принципе, сущность стадий обработки цветного позитива точно такая же: вначале в цветном проявителе (в местах экспонирования) образуются одновременно два изображения, чёрно-белое и цветное, затем с помощью отбеливания чёрно-белое серебряное изображение удаляется, и в фиксаже выводится из плёнки. Фиксаж также растворяет неизрасходованные светочувствительные слои соли серебра, и к концу обработки внутри желатиновых слоёв остаются только красители.
Процесс обработки ECP-2D, который приведён на сайте Кодака, вам покажется вначале слишком замысловатым. Там приводятся варианты обработки кинопозитива для трёх различных типов отбеливателей, а также упоминаются дополнительные стадии, связанные с раздельной обработкой звуковой дорожки и прочее.
Замысловатость обработки возникает из-за необходимости усиления звуковой дорожки. Но поскольку вы видели, что на 70-мм плёнке, где изображены «лунные кадры», нет никакой звуковой дорожки, вопрос обсуждения разных вариантов дополнительной обработки звука мы считаем не приниципиальным и ненужным в стадиях обработки цветной позитивной киноплёнки в нашем изложении. Мы по-прежнему склоняемся к мнению, что для получения 70-мм позитивного изображения, НАСА использовало негативно-позитивный процесс, который включал копирование негатива на малочувствительную позитивную киноплёнку, вместо того, чтобы производить съёмку на слайдовую плёнку с процессом обращения.
Глава XXI.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ?
Процесс
обращения кардинальным образом отличается от обработки негатива и позитива. Этот
процесс знаком многим кинолюбителям старшего поколения, ведь съёмка семейной
хроники и любительских фильмов проводилась раньше исключительно по обращаемому
процессу.
Двухстадийный,
негативно-позитивный процесс для кинолюбителя был слишком дорог и громоздок.
Ведь чтобы увидеть на экране свой «домашний» фильм, используя двухстадийный
процесс, кинолюбитель сначал должен был отснять и обработать негатив. Затем
этот негатив должен быть отпечатан на другую плёнку, на позитивную, с помощью
специального копировального аппарата. Эта вторая плёнка должна быть обработана в другом проявителе, по
другой рецептуре, и вот только тогда получалось позитивное изображение. Чтобы
работать по двухстадийному процессу, кинолюбитель помимо кинопроектора должен
был приобрести ещё и копировальный аппарат, и каждый фильм состоял бы тогда из
двух плёнок - негативной и позитивной.
Используя
обращаемую киноплёнку и соответствующий процесс обработки, кинолюбитель сразу
получал позитивное изображение, только в единственном экземпляре. Но зато не
требовался копировальный аппарат и два разных процесса обработки. И вместо двух
(негативной и позитивной), нужно было купить всего одну киноплёнку –
обращаемую.
Те,
кто впервые начинает знакомство с обращаемым процессом, очень удивляется,
узнав, что в середине процесса обработки плёнка выносится на яркий свет, засвечивается,
а потом опять проявляется, и что при машинной обрабтке под крышкой проявочной
машины находится люминесцентная лампа для засветки плёнки.
Познакомимся
поближе с принципом процессом. Пусть вначале это будет чёрно-белый материал.
Вначале,
как обычно, объект (рис.XXI-1) снимают фотоаппаратом.
Рис.XXI-1. Съёмка объекта.
Те
кто вынимал из чёрного пакета лист фотобумаги и выносил его на
свет, знают, что само светочувствительное вещество (соль серебра) имеет
молочно-жёлтый оттенок. Во время экспонирования под действием света в
светочувствительном эмульсионном слое возникает скрытое изображение (рис.XXI-2).
Рис.XXI-2. Скрытое изображение после экспонирования.
Благодаря
проявлению, скрытое изображение усиливается в миллионы раз и получается видимое
изображение, негатив (рис.XXI-3).
Рис.XXI-3. Негатив изображения.
Там,
где больше всего упало света на поверхность материала, там больше образуется
серебра, и эти места, светлые в объекте, оказываются самыми тёмными после
проявления. Не всё светочувствительное вещество, находящееся в эмульсии,
прореагировало. Там, где в объекте съёмки были тёмные места, отражающие мало
света, например, волосы, там в негативе светочувствительное вещество
(желтоватого оттенка) осталось почти нетронутым. Фиксаж, который обычно
применяется после проявления, как раз растворяет эти непрореагировавшие на свет
участки с солями серебра. Но в процесс отбеливания фиксаж не используется.
Вместо
этого негатив ополаскивают и погружают в отбеливатель. Основным веществом в
отбеливателе является красная кровяная соль (железосинеродистый калий) или
двухромовокислый калий (хромпик). Эти вещества придают отбеливателю яркий
жёлтый цвет (в первом случае) или ярко-оранжевый в случае применения хромпика.
Отбеливатель разъедает серебро, чёрный цвет исчезает, негатив удаляется.
Затем
следует стадия осветления, которая удаляет жёлто-оранжевый оттенок. В этот
момент изображение выглядит примерно так
– рис. XXI-4.
Рис.XXI-4. Изображение после отбеливания, негативное изображение
удалено.
Места,
бывшие в негативе тёмными, становятся почти прозрачными, а в
непроэкспонированных местах остается светочувствительное вещество – желтоватая
соль серебра.
После
отбеливания операции проводятся на свету. Вначале материал засвечивают в
течение 1-2 минут, а затем плёнку опускают в проявитель. Это называется второе
проявление. Засвеченная соль серебра в проявителе быстро темнеет, мы видим, что
волосы девушки становятся почти чёрными. Происходит обращение изображения. В
результате получается позитив (рис.XXI-5).
Рис.XXI-5. Образование позитивного изображения после второго проявления.
К
этому моменту всё светочувствительное вещество, содержащееся в эмульсионных
слоях, оказывается израсходованным: часть вещества пошла на построение
негативного изображения, оставшаяся часть вещества, восстановленного до серебра,
создаёт позитивное изображение. И в принципе, фиксировать там больше нечего.
Поэтому многие кинолюбители, когда обрабатывали в домашних условиях чёрно-белые
обращаемые киноплёнки, фиксажом не пользовались, хотя он входил в комплект
реактивов для обработки.
Если
описать словами по этапам схему получения обращенного изображения, то получится
так. Вначале, после фотографирования, изображение проявляется, и получается
негатив. На образование негатива расходуется только часть светочувствительного
вещества. Затем с помощью отбеливателя негатив полностью удаляется, а
оставшееся светочувствительное вещество засвечивается и проявляется. В
результате второго проявления получается позитив.
Процесс
цветного обращения несколько сложне, но принципиально остаётся тем же самым.
Точно также на первой стадии проявления образуется чёрно-белое негативное
изображение, и процесс вначале проводят в темноте. Часть светочувствительного
вещества расходуется на построение негатива. Затем фотоплёнка выносится на
свет, и после засветки материал проявляется в цветном проявителе. На этой
стадии образуются сразу два изображения – позитивное из серебра, т.е.
чёрно-белое, и позитивное изображение из красителей, цветное. Затем
отбеливатель растворяет все чёрно-белые серебряные изображения, и в фиксаже они
переходят в раствор. Остаются только красители позитивного изображения (рис.XXI-6).
Рис.XXI-6. Процесс обработки
цветной обращаемой плёнки.
Засветка
была в процессе обращения Е-4, но в середине 60-х гг. ХХ века в процессе Е-6 засветка
была заменена ванной химического обращения с хлоридом олова.
Более подробно с процессом цветного
обращения можно ознакомиться в книге А.Редько "Основы фотографических процессов" (стр.345-351 книги).
Глава XXII.
ПОЧЕМУ
ЧЁРНЫЙ КОСМОС СТАЛ ЗЕЛЁНЫМ?
В 2005 году лунные снимки были заново
отсканированы с высоким разрешением (1800 dpi) и были выложены в интернет “для
всего человечества”.
На Фликере можно найти необработанные
(unprocessed) “уровнями” отсканированные оригиналы, и вот что странно: на всех этих
кадрах чёрный космос стал зелёным.
Особенно это бросается в глаза, если
рядом есть чёрная окантовка.
Рис.XXII-1. Чёрный космос выглядит
тёмно-зелёным.
И это не единичный кадр, это правило.
Это тенденция, которая на первый взгляд
кажется необъяснимой. Глубокий чёрный космос выглядит тёмно-зелёным, и это явно
не брак фотоплёнки (рис.XXII-2).
Рис.XXII-2. Чёрный космос выглядит
тёмно-зелёным практически на всех кадрах.
* * * Конец главы 21.
Продолжение Главы 22-24
СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ |