Есть такой лунный снимок, который уже много лет вызывает подозрение в своей достоверности - астронавт на Луне около флага (рис.1).
Рис.1. Астронавт на Луне, миссия "Аполлон-17"
Согласно легенде НАСА, на снимке изображен астронавт Харрисон Шмидт (миссия "Аполлон-17", 1972 г.), находящийся на Луне; рядом с ним - американский флаг, а над флагом – изображение Земли. Удивляет в первую очередь профессионально выверенная композиция снимка - астронавт, американский флаг и изображение Земли вписаны в точный треугольник. Следует учесть, что второй астронавт, который делал этот снимок, фотографировал «вслепую», у него не было возможности визирования: фотоаппарат висел на кронштейне на груди и посмотреть в видоискатель, находясь в шлеме, не было никакой возможности. К тому же, чтобы сделать такой снимок, с нижней точки, астронавту-фотографу пришлось бы лечь на спину, ранцем жизнеобеспечения на лунный грунт, что вообще по технике безопасности не допустимо. Конечно, из этих сомнений ещё не следует, что перед нами – фейк, фальшивый снимок. Защитники НАСА приведут контраргументы, доказывающие, что такое композиционное совпадение вполне возможно сделать с нескольких попыток, и тут же дадут ссылку на менее удачные дубли, сделанные примерно с одного и того же места (рис.2).
Рис.2. Ряд последовательных фотокадров с флагом
«А нижнюю точку съемки, - добавят защитники НАСА, - можно получить, откинув спину назад и склонившись вбок». Поскольку никто не проверял, можно ли в скафандре отклонить спину назад на столько, чтобы получить ракурс снизу и не упасть, то все доводы «за» и «против» такой возможности останавливаются на умозрительной стадии. Никто не попробовал повторить такой ракурс в студии с фотоаппаратом и актёрами.
Однако подозрение на недостоверность вызывает не слишком низкая точка съемки и не профессионально выверенная композиция снимка, а совсем другой факт. Если в графическом редакторе повысить "уровнями" яркость этого снимка, то вокруг фигуры астронавта появятся странные угловатые тени (рис.3). Вы сами сможете в этом убедиться, если скачаете себе на компьютер рисунок 1.
Рис.3. При повышении яркости снимка в черноте космоса появляются артефакты в виде "теней"
«Откуда на небе могут появиться тени?» - спрашивают скептики. – «Может, за астронавтом находится не космос, а задник в павильоне, и на этот задник падает тень от астронавта?» Вот уже второе десятилетие обсуждается на просторах интернета "странность" этой фотографии. Этот снимок с высветлением привёл, например, доктор физико-математических наук Александр Попов в своей книге 2009 года "Американцы на Луне. Великий прорыв или космическая афера?" с подписью: "некто под именем "геолог-астронавт Гаррисон Шмидт" позирует в сомнительной сцене "на Луне"". Подобные фотографии, по мнению автора, вызывают сомнение в их "лунном" происхождении. Автор видеоролика на Ю-Тубе под ником "noncertainty" пришёл к выводу, что это не одна, а две склеенные фотографии: ВИДЕО: "Apollo Faked Photo?" Обсуждения идут уже много лет. Дело в том, что эта фотография взята не просто с интернета, а с официального сайта НАСА, из раздела "Величайшие фотографии НАСА" (GReat Images in NASA), там же указан идентификатор этой фотографии (AS17-134-20384) - рис.4: Рис.4. Фотография взята с официального сайта НАСА. Любой желающий мог скачать эту фотографию с сайта НАСА по указанной ссылке (рис.5). Рис.5. Ссылка на фотографию. Мы тоже скачали данную фотографию с сайта НАСА. По мнению скептиков, данный артефакт - угловатые "тени" - свидетельствуют о фальсификации "лунных" снимков. Поскольку таких высказываний было большое количество на разных интернет-ресурсах, то проамериканская Википедия не могла не привести этот довод скептиков в разделе "Лунный заговор" - фотографию с нормальной яркостью и с высветлением (рис.6): Рис.6. Проамериканская Википедия привела разоблачительные доводы скептиков. Однако проамериканские кураторы Википедии попытались всячески нивелировать доводы скептиков, сославшись на то, что на фотографии мы видим всего лишь "цифровую ретушь" снимка. Страница Википедии с темой "Лунный заговор", где появляется данная фотография Никто, правда, так и не понял, что означает эта таинственная фраза "цифровая ретушь", и почему эта ретушь имеет зигзагообразную форму, но удар скептиков как бы был парирован. Все попытки внести в текст обсуждения этой фотографии фразу о том, что данная фотография - коллаж двух снимков, тут же пресекались кураторами Википедии, и буквально через час-другой подобные фразы удалялись со страницы Википедии безвозвратно. Так что же на самом деле мы видим на фотографии? Цифровую ретушь? Тень? Или две наложенные друг на друга фотографии? Поскольку нам известен способ, каким был получен этот снимок, то сразу скажем, что угловатые черные выбросы за спиной астронавта, тенями не являются. И для характеристики этого артефакта мы будем пользоваться термином «чернота», а слово «тень» употреблять не будем.
Мне, как человеку более 25 лет преподающему предмет «Кинофотопроцессы и материалы» в институте кинематографии, совершенно понятно, что искать доказательства обмана нужно не там, где расположен астронавт, а там, где находится флаг. К самой "черноте" за фигурой астронавта у меня никаких претензий нет – это естественная чернота неэкспонированного участка фотоматериала. А вот фон за флагом при высветлении – неестественный, он пурпурно-фиолетовый. За астронавтом фон черный, за флагом – фиолетовый. Догадываетесь, что это значит? Астронавт и флаг сняты на разных фонах! И, следовательно, сама фотография представляет собой коллаж из двух снимков, наложенных один на другой. То, что принимается за контуры тени – это граница маски, отделяющая один снимок от другого.
Итак, проследим шаг за шагом, как был получен этот снимок.
Отдельно был снят астронавт на черном фоне – это первое изображение (рис.7).
Рис.7. Отдельно астронавт.
Второе изображение - отдельно американский флаг и его отражение в сферическом зеркале. Во втором изображении присутствует и "кружок" Земли над флагом (рис.8).
Рис.8. Соединение двух фотографий.
Это второе изображение обрезается с одной стороны так, чтобы отражение в сферическом зеркале можно было бы наложить на шлем астронавта и не перекрыть других значимых деталей первого снимка. Получается ломаная линия (рис.9).
Рис.9. Граница, по которой режется второй снимок.
Эта ломаная линия, по которой режется вторая фотография, состоит из нескольких участков. Участок «А» - это левая граница снимка. Левый верхний угол второго снимка должен попасть в левый верхний угол первого снимка. Для контроля отсутствия перекоса используются горизонтальная и вертикальная линия. Участок «В» - вырезан с запасом места под антенну (рис.10).
Рис.10. У каждого участка лини разреза есть свое назначение
Участок «D» - из сферического зеркала вырезано только отражение флага. Остальная часть зеркала удалена. Участок «Е» - линия, идущая вдоль костюма астронавта. Отрезано с запасом, чтобы случайно второй картинкой не перекрыть часть скафандра.
Самый интересный участок - «С», острый угол, который упирается в шлем. Это приводочная метка. Приводочные метки - это специальные метки в типографии, по которым совмещаются однокрасочные изображения (рис.11) в полноцветные (рис.12).
Рис.11. Однокрасочные изображения (жёлтое, пурпурное и голубое - вверху) и черное - внизу.
Рис.12. Полноцветное изображение, полученное путем наложения четырех красок. Видна неточность сведения.
Чтобы желтое частичное изображение было в точности совмещено с частичным пурпурным и голубым изображением, за полями картинки помещаются контрольные приводочные метки, которые иногда называются анкерами - небольшие окружности с перекрестиями (рис.13).
По этим перекрестиям можно видеть, точно ли в геометрическом смысле совпали краски. Эти приводочные метки потом, в готовой продукции, либо отрезаются, либо, как мы это иногда видим на упаковках, попадают под склейку.
Рис.13. Приводочные метки
Так вот этот острый угол - это анкер, приводочная метка, указатель контроля точности совмещения двух снимков. Этот острый угол должен одной точкой коснуться шлема - вот тогда это будет признаком оптимального соединения двух изображений (рис.14).
Рис.14. Совмещение фотографий, острый угол правого снимка должен коснуться шлема.
При наложении второго снимка на первый - видим готовое изображение. При повышении яркости видна граница, по которой была отсечена вторая фотография.
Таким образом становится очевидным, что данная "лунная" фотография представляет из себя КОЛЛАЖ - соединение двух фотографий, снятых в разное время.
Если в графическом редакторе повысить яркость изображения, то фон вокруг флага становится пурпурно-фиолетовым вместо черного, и мы видим ГРАНИЦУ, отделяющую один снимок от другого. Почему же фон за флагом стал пурпурным? А дело в том, что за флагом находится не чернота космоса и даже не черный бархат павильонного задника. Там, на фоне, расположен... экран из мельчайших стеклянных шариков, световозвращающий экран, и такой материал называется “скотчлайт”.
Мы уже не раз писали о том, что одним из способов фальсификации лунных снимков являлась фронтпроекция. Съемка происходила в большом павильоне, где на фон, на 32-метровый экран, проецировался слайд с видом лунной горы, и с этого же направления (откуда шёл свет от слайд-проектора) производилась фото- и киносъёмка. Поскольку никто достоверно не знает, как выглядят лунные горы с поверхности Луны (мы в телескоп видим их с Земли всегда сверху), то в качестве лунной горы мог выступать какой-либо отснятый на слайд горный массив на Земле, похожий на лунный, или же лунная гора была изготовлена в виде макета и затем переснята на большой слайд. Возможно, что использовались фотоснимки, переданные автоматическими аппаратами "Сервейерами" с поверхности Луны. Потом, после передачи изображения на Землю по радиоканалу (это было довольно плохое по качеству изображение), художник рисовал стилизованный под фотографию лунный пейзаж, и эта картина переснималась на слайд для проекции.
Чтобы получить изображение астронавта на фоне лунной горы, совсем не обязательно отправлять человека на Луну. Такой снимок легко сделать методом комбинированных съемок, главное - насыпать на пол в павильоне песок, имитирующий лунный реголит, спроецировать на экран изображение "лунной" горы, и перед экраном поставить актера, изображающего астронавта.
Для фронтпроекции использовался не такой экран, как в кинотеатре - в виде белого полотна, экран изготавливался из специального световозвращающего материала, скотчлайта (такой материал используется в дорожных знаках). Белый экран не применяется в таких случаях по двум причинам. Во-первых, он рассеивает свет РАВНОМЕРНО ВО ВСЕ СТОРОНЫ, чтобы для всех зрителей в зале, смотрящих на экран под разными углами, экран казался одинаковым по яркости. Но такое диффузное рассеивание света во все стороны приводит к тому, что яркость на экране оказывается не очень высокой. Даже в современных кинотеатрах яркость на экране такова, что если вы захотите вести пересъемку с киноэкрана, например, цифровым фотоаппаратом, то вам придётся поставить чувствительность около 2 тысяч ISO. А в конце 60-х годов ХХ-го века, когда Кодак делал цветную кинопленку с максимальной светочувствительностью всего 160 единиц, можно было рассчитывать только на экран шириной 5-6 метров. На большем экране освещённость оказывалась настолько низкой, что для пересъёмки просто не хватало светочувствительности.
Вторая причина, по которой в комбинированных съемках не используется белый экран, связана с тем, что актера перед экраном надо ярко высветить, как в солнечный день. Вы же прекрасно понимаете, что если в кинотеатре во время показа фильма включить в зале даже слабый свет, то весь экран засветится, изображение на экране поблекнет, а ведь для "лунного" кадра нужно высветить пространство перед экраном очень ярко. Вот поэтому используется очень хитрый экран из световозвращающего материала, из скотчлайта. Этот световозвращающий материал, состоит из мельчайших стеклянных шариков. Каждый стеклянный шарик работает как крошечное зеркало и, согласно законам преломления и отражения, 95% света возвращает в ту точку, туда, откуда свет пришел. Если направить слайд-проектор на такой экран, то весь отраженный свет возвратится в одну точку, к объективу проектора. Если встать в эту точку, то яркость экрана скотчлайта будет примерно в 100 раз выше, чем у белого экрана. Вот в эту точку и ставят съемочный аппарат. Другими словами, слайд-проектор, проецирующий изображение горы на киноэкран, и сама съёмочная камера должны находиться строго в одной и той же точке. Но в таком случае камера будет перекрывать свет от проектора. Выход нашли довольно простой - на пути света от слайд-проектора поставили полупрозрачное зеркало под углом 45 градусов, а за зеркалом разместили съемочную камеру (рис.15). Причем расстояние от объектива слайд-проектора до середины зеркала точно такое же, как от середины зеркала до объектива кинокамеры. И свет, вернувшийся от экрана, попадает точно в объектив съемочной камеры.
Рис.15. Схема фронтпроекции для получения "лунных" кадров. Свет от проектора, отразившись от полупрозрачного зеркала, попадает на экран и возвращается назад к проектору. При этом половина отражённого от экрана света проходит через полупрозрачное зеркало прямо в съёмочную камеру.
Другая особенность такого экрана заключена в том, что рассеянный в помещении свет не мешает изображению на экране, не засвечивает его. Даже если какой-то прожектор будет светить в сторону экрана, то съемочная камера этот свет почти “не заметит”, потому что этот свет на 95% отразится не в сторону камеры, а вернется назад, к прожектору. Конечно, чтобы получить качественное изображение на фоне, основной прожектор, имитирующий Солнце, и освещающий актера, не должен быть направлен на экран. Если мы приглядимся к "лунным" фотографиям, то почти на всех снимках, "солнце" светит на астронавтов сзади или сбоку, чтобы не засветить киноэкран (см. рис.15). Это такая специфика комбинированных съёмок.
У нас есть главный источник света на экране – слайд-проектор. Ось излучения слайд-проектора совпадает с осью съёмочного аппарата, и свет зеркально отражается в съёмочный фотоаппарат. Поэтому слайд-проектор дает нам яркое, как в солнечный день, изображение лунной горы на фоне. Представьте, как будет выглядеть экран в кинотеатре, если его яркость вдруг станет в 100 раз выше! Если сразу это трудно представить, то мысленно вообразите, что дома или в офисе вы показываете изображение с видеопоектора на белом экране. А теперь вместо белого экрана поставьте зеркало, и отражённый зеркалом свет направьте себе в глаз. Почувствуете разницу? Вот именно такую разницу и даёт экран из скотч-лайта.
Однако помимо основного источника света, освещающего фон, образуется еще и дополнительный паразитный свет. И, к несчастью, он тоже расположен на одной оси с объективом. Этот паразитный свет создает ярко освещенный флаг. Этот яркий флаг просто-напросто отражается в зеркальном экране.
Во время съемок телефильма “Большой космический обман США” на телеканале “Звезда” мы столкнулись как раз с таким явлением, когда показывали, каким образом создавались “лунные” кадры (рис.16).
Рис.16. Создание "лунных" кадров. Верхний снимок - проектор включён, нижний снимок - выключен.
Близко расположенный к фону красный флаг отражался в зеркальном экране и создавал вокруг себя слабый красный ореол (рис.17).
Рис.17. Расстановка света в павильоне.
Этот ореол становился особенно заметным при повышении яркости снимка (фото справа), а при затемнении снимка ореол сливался с чернотой фона (фото слева) (рис.18).
Рис.18. При повышении яркости фотографии вокруг флага сильнее заметен красный ореол - отражение в зеркальном экране.
Тот факт, что при повышении яркости фотоснимка НАСА вокруг флага возникает яркий пурпурно-фиолетовый ореол (из-за красных и синих деталей флага), красноречиво свидетельствует о том, что на фоне за флагом находитcя не черный вакуум космоса, а специальный светоотражающий экран из “скотчлайта”.
Теперь, чтобы завершить анализ снимка, необходимо остановиться на том, как с технической точки зрения соединялись эти два снимка, на каком оборудовании выполнялся коллаж. Рассмотрим возможные варианты. Можно, например, предположить некий "школьный" вариант объединения снимков. Наверное, все школьники когда-то делали коллаж из разных открыток: мальчики клеили своё лицо к телу бодибильдера, а девочки свои фотки соединяли с фигурой Барби.
Можно поступить таким же образом: взять две фотографии, вырезать ножницами из одной фотографии нужную нам часть и приклеить ее к другой фотографии.
Скорее всего, из-за толщины бумаги будет видна граница склейки. Но это не самое главное препятствие. Ведь дальше мы эту фотографию должны ПЕРЕСНЯТЬ (сделать репродукцию), чтобы она оказалась в виде одного кадра на прозрачной фотоплёнке, как будто это кадр, сделанный Хассельбладом на Луне. Однако любой профессионал сразу определит, что переснята была фотография. Дело в том, что на фотобумаге самое яркое место (белая поверхность) отражает примерно 80% света, а максимальная чернота - примерно 4%. Интервал яркостей на фотобумаге всего 1:20, т.е самое яркое место на бумаге всего в 20 раз ярче, чем самый черный участок. А на слайде (и на позитивной киноплёнке) интервал яркостей значительно больше. Самоё черное место на слайде может иметь плотность более 3 Бел, т.е это место ослабляет свет в 103, т.е. 1000 раз, а самое светлое место уменьшает свет всего в два раза. Таким образом получается интервал яркостей 1:500. Фотография, переснятая на слайдовую плёнку, будет казаться малоконтрастной. Будет сразу видно, что перед нами репродукция. Следовательно, исходник для пересъёмки должен быть не в виде фотографии, а в виде позитивного изображения, слайда. Такой аппарат, переснимающий одно плёночное изображение на другую плёнку, широко применялся в кино в доцифровую эпоху, называется он трюк-машина. Самой продвинутой аппаратурой для комбинированных съёмок в те годы была британская трюк-машина Оксбери (Oxberry) - рис.19.
Рис.19. Трюк-машина Оксбери (из коллекции Политехнического музея Москвы).
Эта машина позволяла соединять два разных изображения воедино, в один кадр. Для этого в правой части машины был размещён съёмочный киноаппарат (рис.20), а перед ним находились два покадровых проектора.
Рис.20. Покадровый киносъёмочный аппарат.
Один проектор находился слева (рис.21), объектив этого проектора был расположен на одной линии с объективом киноаппарата.
Рис.21. Один из покадровых проекторов.
Другой проектор был установлен под 90°, он на фотографии находится между центральным проектором и камерой, и повёрнут к нам ребром. Эти два проектора посылали изображения на грани светоделительного кубика - рис.22.
Рис.22. Светоделительный кубик для сведения двух изображений (схема).
Чтобы одно изображение не просвечивало сквозь другое, одна часть снимка от другой части другого снимка отделялась с помощью маски. В среде операторов комбинированных съёмок такие маски называются словом "каше". Рассматривая фильмы прошлых лет, иногда даже невооружённым глазом можно заметить, что в том или ином комбинированном кадре применялись маски-каше. В фильме "Чудовище" ("L'animal", Франция, 1977 г.) актёр Жан Поль Бельмондо играет сразу две роли, двух разных персонажей. Иногда эти два персонажа одновременно оказываются в одном кадре (рис.23).
Рис.23. Комбинированный кадр. Актёр Ж.П.Бельмондо играет сразу две роли.
Чтобы осуществить задуманный эффект, изготовление комбинированного кадра на трюкмашине производилось с использованием непрозрачных заслонок, которые называются каше. В один проектор заряжалась плёнка, где актёр играет первого персонажа. При этом другая половина кадра закрывалась непрозрачным каше (рис. 24).
Рис.24. Левая часть кадра. Правая часть кадра закрыта непрозрачной маской (каше). В другом проекторе была заряжена плёнка, где актёр в правой половине кадра играл второго персонажа. При этом левая часть кадра перекрывалась другим каше, это - контркаше (рис.25). Рис.25. Правая часть кадра с контрмаской (контркаше).
Эти два изображения проецировались на две грани светоделительного кубика, и оператор в камеру видел сразу окончательное, совмещённое изображение (рис.26).
Рис.26. Сведение двух изображений и двух масок на трюк-машине.
Оператор Б.Горбачев в книге "Техника комбинированных съёмок" (М., Искусство, 1961 г, стр.113) пишет: "Каше надо устанавливать так, чтобы его границы совмещались с линиями, образованными деталями декорации. Лучше делать каше, создающее на кадре сложную ломаную линию, гарантирующую от разоблачения на экране, особенно в тех случаях, когда трудно выдерживать равенство освещённостей при съёмке первой и второй экспозиций..." Чтобы граница каше как можно меньше читалась, она в данном случае проходит по веткам деревьев и предметам на фоне, и по зигзагообразной линии (рис.27). Рис.27. Граница каше камуфлируется. Фрагмент из фильма "Чудовище" (Франция, 1977 г.) Когда мы рассматриваем фотографию НАСА "Харрисон Шмидт у американского флага", мы обнаруживаем границу каше и понимаем, что перед нами - комбинированный кадр, состоящий из двух кадров. Если в Фотошопе увеличиваем яркость снимка, мы видим границу этого каше гораздо отчётливее.
Тот факт, что за флагом и за астронавтом оказались разные фоны, говорит о том, что кадр снят по частям: невозможно было кадр с таким нижним ракурсом снять в один заход. Сначала был отснят флаг с изображением Земли и отражение флага в сферическом зеркале, а потом отдельно подбирался ракурс для астронавта. Если в соседних дублях мы видим, что актер держит одной рукой флаг, то здесь рукИ, взявшейся за флаг, не видно. Не потому, что она оказалась за краем кадра, а просто потому, что это два независимых друг от друга кадра - астронавт и флаг.
Эта зигзагообразная линия не тень астронавта, а граница каше (маски), по которой одно изображение накладывается на другое. Поэтому с точки зрения корректности ту черноту, в виде ломаной полосы, что находится за спиной астронавта, следует называть границей границей маски (границей каше), но никак не тенью. Поскольку внимательные скептики постоянно упрекали НАСА в фальсификации "лунных" снимков, а таких снимков с явными претензиями на фальсификацию набралось больше сотни, то НАСА поступило радикальным образом - после десяти лет упрёков, в 2016 году, просто удалило данный снимок со своего официального сайта (рис.28). Рис.28. Снимок удалили с сайта НАСА
Снимок затем отредактировали, убрали все чёрные "тени" вокруг астронавта и выложили по другому адресу. НАСА надеется на то, что пройдёт ещё десяток лет, и никто из подрастающего поколения уже и не вспомнит, что такой снимок, со странными зигзагообразными почернениями в космосе, вообще когда-то существовал. Хотя, вот ещё остался этот снимок на Фликере, но в тенях он "запечатан" уже значительно сильнее: Астронавт у флага (Аполлон-17) Остался снимок и в Wikipedia commons: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Schmitt_with_Flag_and_Earth_Above_-_GPN-2000-001137.jpg
так что скачивайте, пока его ещё не удалили!
Вывод.
Внимательный анализ "лунной" фотографии, взятой с официального сайта НАСА ("Харрисон Шмидт на Луне у американского флага"), показывает, что данный снимок склеен из двух фотографий, это - коллаж. Здесь без труда можно заметить зигзагообразную границу, отделяющую один снимок от другого. Эти снимки сделаны не на Луне, а в павильоне. В правой части снимка, за американским флагом, вместо "черноты" космоса находится световозвращающий киноэкран, состоящий из мелких стеклянных шариков, отражающий свет, как зеркало. При повышении яркости становится видно, что этот "зеркальный" экран отражает яркий красно-синий американский флаг - и чёрный "космос" за флагом становится пурпурно-синим. И, конечно же, Земля над флагом, тоже всего лишь фотография, проецируемая со слайд-проектора на вертикальный экран. И соответственно лунная гора на этом снимке тоже не может быть настоящей. Что же касается левой части снимка, где находится астронавт, то он снимался отдельно, на фоне чёрного бархата, который обеспечивал глубокую черноту. Поэтому при повышении яркости "чернота" фона на левой части фотографии почти не меняется. P.S. Статья отредактирована 22 мая 2019 г. Добавлены фрагменты из фильма "Чудовище" и фотографии трюк-машины "Оксбери" .
Количество показов: 6697
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна