www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

10.08.2018

Часть 8. Использование кукол в движении

 

 

 

VIII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В ДВИЖЕНИИ.


      Замена человека куклами встречается в игровом кино в ХХ веке довольно часто. Впервые неподвижные куклы «ожили» в 1910 году, когда Владислав Старевич на студии А.Ханжонкова в Москве сделал первый кукольный мультфильм про жуков. Внутри куклы установлен металлический каркас на шарнирах (рис.VIII-1), благодаря чему возникает подвижность отдельных частей тела.





Рис.VIII-1. Шарнирный каркас внутри куклы

 

Используя покадровую съемку, можно заставить кукол не только перемещаться в пространстве, но и вращать головой, шевелить руками, выполнять наклоны и приседания.

 




Рис.VIII-/. Кукловод меняет положение рук и ног куклы для следующего кадрика.



ВИДЕО


РАБОТА КУКЛОВОДА ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ МУЛЬТФИЛЬМА

 

    Чтобы получить плавность движений, кукловод вносит небольшие изменения в положения рук и ног, рассчитанные заранее, буквально в каждый кадрик. Эта кропотливая работа отнимает много времени. Съёмка полнометражного кукольного мультфильма может растянуться на два-три года.

     Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA, в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке, я бы сказал так – на «троечку». Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре – фигура малоподвижная, поэтому куклы в миссиях «Аполлон» выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения (рис.VIII-2). 





Рис.VIII-2. Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату.



     Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ног с разлётом песка, столь любимое астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног – куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.

Обратите внимание, что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали, как будто куклы действительно ехали на этом макете.

 

ВИДЕО

 АПОЛЛОН-16. КУКЛА ПЫТАЕТСЯ СТИРАТЬ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА БУТАФОРСКОГО ФОТАППАРАТА

 

     Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, даже и не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные.

Вот посмотрите этот фрагмент с повтором.

 

ВИДЕО

РАЗВЕ ТАК СТИРАЮТ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА?

 

       Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой?

Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело – показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там – вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду.

     Проезд по Луне может сделать луноход и без человека, нащёлкав массу фотографий своего пути. Наш советский луноход фиксировал на фото почти каждый шаг своего перемещения. НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо включить в длинную панораму астронавтов.

Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет (рис.VIII-3).





Рис.VIII-3. Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры. 



     Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот план, ровер трогается с места и начинает движение по «лунному» ландшафту.

Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд – влево (рис.VIII-4), - это ровер едет по кругу.





Рис.VIII-4. Тень от камешков падает вначале вправо, а потом, при дальнейшем продвижении  – влево.



Направление траектории  меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так  (рис.VIII-5):





Рис.VIII-5. Траектория движения ровера. 



       В конце 5-й минуты ровер останавливается, и вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами (см. рис.VIII-2). По мнению защитников НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор и вырыты небольшие кратеры. Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 8-10 раз меньше реальных объектов (рис.VIII-6, VIII-7).





Рис.VIII-6. Кинооператор Л.Коновалов около макетов. 





Рис.VIII-7. Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).



      Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения.

      Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения. Это только сравнительно недавно появилась технология, позволяющая очень точно скопировать движения человека и передать их неодушевлённому объекту - “motion capture» - технология захвата движения. На актёре крепятся светодиодные маркеры или светоотражающие элементы, и данные с этих датчиков через съёмочную камеру отправляются в компьютер. Алгоритм движения датчиков привязывается к определенным участкам трехмерных моделей, отчего движение моделей приобретает невероятную реалистичность (рис.VIII-8).

 

 


   

Рис.VIII-8. Технология захвата движения, motion capture.

 

 

      Если не принимать во внимание эксперименты с танцующим скелетом в фильме 1990 года со Шварценеггером «Вспомнить всё», то можно считать, что готовая к коммерческому использованию система захвата движения «motion capture» появилась только к середне 90-х годов ХХ века. Именно к этому времени появились быстро работающие компьютеры, способные обрабатывать графику.

Чуть позже, в 2002 году, в фильме «Властелин колец» была применена  технология захвата не только движения, но и мимики лица актёра, и передачи её компьютерному 3D-персонажу, «perfomance capture». Компьютерные персонажи стали выглядеть по-настоящему живыми (рис.VIII-9).

 

 


 

 Рис.VIII-9. Использование технологии захвата движения и мимики актёра, «perfomance capture”, в фильме “Властелин колец”.

 

      Но в 1969-72 гг., не было ещё никаких компьютерных технологий. Бортовой управляющий компьютер для программы «Аполлон» (рис.VIII-10), который мог производить вычисления, был разработан в Массачусетском технологическом институте в начале 1960-х годов, и ресурсы этого компьютера были меньше, чем у обычного современного калькулятора. 




Рис.VIII-10. Бортовой управляющий компьютер Аполлона-11.


     И  кадры с куклами для миссий «Аполлон» снимались в павильоне «по старинке», как обычный кукольный спектакль – на кинопленку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино, всё выглядит как обычный кукольный мультфильм.

      Здесь следует добавить, что в докомпьютерную эру всё-таки была технология, позволяющая копировать движения человека с большой точностью и переносить их на киноэкран. И эта технология давала прекрасные результаты. В том, что результаты были действительно прекрасные, вы можете убедиться, посмотрев любой мультфильм Диснея – движения рисованных персонажей очень реалистичны. Технология называется ротоскопирование и впервые была применена в 1914 году Максом Флейшером. Суть заключалась в том, что вначале на кинопленку снимали живого человека, а потом с помощью небольшого покадрового проектора отснятое изображение проецировалось на одну сторону стекла, установленного вертикально, как мольберт. С другой стороны стекла находился художник, который на приложенный к стеклу целлулоид детально обрисовывал нужные элементы. И так – кадрик за кадриком. А потом картинки на прозрачном целлулоиде переснимались – и получался мультфильм, в котором нарисованный персонаж двигался абсолютно так же, как и живой человек.

        Эту технику активно использовал в 40-е годы и У.Дисней, разбирая по кадрам кинематику движения не только людей, но и животных. С помощью ротоскопа были сделаны мультфильмы “Золушка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Алиса в стране чудес”. Чтобы движения в танцах не выглядели угловатыми, приглашали профессиональных танцовщиц и художники кадр за кадром копировали положения рук, повороты головы и разлет платья танцовщицы (рис.VIII-11).





Рис.VIII-11. Фазы танца в мультфильмы копировались с движений профессиональной танцовщицы. 

 


        Когда вы видите, как естественно и органично в мультфильмах Диснея двигаются не только люди, но и животные, то знайте, в большинстве случаев  движения и ракурсы получены методом ротоскопирования (рис.VIII-12).

 

 


 

Рис.VIII-12. Примеры ротоскопирования из мультфильмов Диснея.

 

 

Видеоролик о ротоскопировании:

https://www.youtube.com/watch?v=wAcGZdW6YXE

 


Из мультфильма "Алиса в стране чудес", промежуточные моменты:

https://e-w-e.ru/kak-uolt-disnej-sozdal-shedevr/

       


       Однако даже эта технология, возникшая в 1914-15 гг. и хорошо зарекомендовавшая себя на киностудиях, где делались мультфильмы, не была применена к куклам, изображавшим астронавтов НАСА. Ведь можно было вначале отснять действия реального актера в скафандре, а затем на куклах один к одному повторить все изменения корпуса и рук, от кадра к кадру.  Стоит сказать, что это очень кропотливая работа. Например, на студии Диснея на съёмку 20-секундного фрагмента уходила порой целая неделя. А перед работниками НАСА стояла другая задача - каждые полгода для новой миссии выдавать на гора целые сериалы. Поэтому ничего такого кропотливого сделано не было: то ли спешка была (выдать результат к какому-то числу), то ли избыточная самоуверенность (что народ не заметит подмены), то ли у кукол не двигались пальцы - в общем, движения получились неестественно корявыми.

         Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительно, мультипликаторы придумали и осуществили “уловку”, чтобы спасти ситуацию: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой “Маурер”), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. А потом в лаборатории каждый статичный кадрик был размножен (повторен по 4 раза), чтобы в секунде стало 24 кадра, посокольку 24 к/с - это стандартная частота показа фильма в кинотеатре. Получились короткие стоп-кадры, меняющиеся 6 раз в секунду. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль. Для демонстрации по телевидению ролик был переделан ещё раз.

        Поскольку в Америке частота переменного тока 60 Гц, то показ кинопленки на телевидении идет со скоростью 30 кадров в секунду. Видеоматериал проезда ровера, выложенный сейчас на Ю-Тубе, как раз и переделан под стандарты США на показ со скоростью 30 к/с. И если вы рассмотрите в монтажной программе этот проезд по кадрам, то увидите, что 6 отснятых в секунду кадров кукольного спектакля были превращены в 30 необходимых для показа кадров путём дублирования каждого кадрика по 5 раз. Пять раз повторяется первый кадрик, затем второй кадрик повторяется тоже 5 раз, третий кадрик пять раз и т.д.. Из-за таких стоп-кадров возникает “рваность” и дёрганость движений.   На наш вгзляд, уловка со стоп-кадрами никак не помогла: то, что в кадре вместо людей находятся куклы, всё равно читается однозначно.


    ВИДЕО на YouTube:

Аполлон-16. Две куклы изображают чистку камеры от пыли.





9. ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ СЪЁМКИ В 2,5 РАЗА - ОСНОВНОЙ СПОСОБ ИМИТАЦИИ ЛУННОЙ ТЯЖЕСТИ

 

 

 

 

10. КОНТРАТИПИРОВАНИЕ

 






* * *

Продолжение следует... Заходите через недельку....

Количество показов: 61
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»