www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

10.08.2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В МИССИЯХ "АПОЛЛОН"

ПЕРЕЙТИ К НАЧАЛУ СТАТЬИ (части 1-6)


Часть VII. 

СЪЁМКА ОБЩИХ И ДАЛЬНИХ ПЛАНОВ

 

      Продолжим обзор «лунных» общих планов. Они преподнесут нам ещё множество открытий -  доказательств того, что сняты не на Луне, а в павильоне.

      Не все общие планы с лунным модулем в кадре сняты при задне-боковом свете. Есть кадры, где свет падает на объект спереди (фронтально), от камеры. Таких кадров много, например, в миссии Аполлон-11 (рис.VII-1).

 

 


 

Рис.VII-1. Ряд последовательных фотоснимков из миссии Аполлон-11.

 

 

        На первый взгляд может показаться, что такие кадры противоречат нашему утверждению, что общие планы на «Луне» снимаются с задне-боковым светом. Однако мы неспроста подчёркивали, что речь идет именно о тех общих планах, где на фоне видны лунные горы, проецируемые на киноэкран. И акцентировали внимание на том, что задне-боковой свет используется для того, чтобы не засветить экран. В тех же случаях, когда на фоне нет какого-либо удалённого пейзажа, можно выбрать другое направление света. Это означает, что в этом случае в павильоне вместо световозвращающего экрана висит чёрный бархат, изображающий «черноту» космоса. По технологическим соображениям, такие съемки (с киноэкраном на фоне и без него) разводят по разным павильонам. У каждого павильона - своя «специализация».

       Например, во время съёмок  фильма «Космическая одиссея» на студии MGM было задействовано 5 павильонов. Один из павильонов был выделен под съёмку макетов, другой павильон – под фронтпроекцию, третий использовался для съёмки внутренних интерьеров космической станции и т.д..

       «Лунные» кадры миссии Аполлон-11, представленные на рис.VII-1 – это тоже съёмка в павильоне. Мы видим, что фотограф удаляется от лунного модуля максимум на 12-15 метров. А сразу за лунным модулем, там, где падает от него тень на поверхность, «луна» заканчивается, и далее, буквально через пару метров, уже висит «задник» из чёрного бархата (рис.VII-2).  

 


 

Рис.VII-2. Сразу за тенью от лунного модуля луна заканчивается.

 

     

             Но вместе с этими общими планами, свидетельствующими о тесном павильоне, есть кадры, которые по кинематографической терминологии можно назвать ДАЛЬНИМИ планами. Вот, например, кадр из миссии Аполлон-14, который, согласно легенде, снят широкоугольным объективом объективом «Дистагон» с фокусным расстоянием 50 мм (рис.VII-3).

 



 

Рис.VII-3. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9486.

 

 

        Зная фокусное расстояние объектива Дистагон (50 мм), установленного на фотоаппарате  «Хасельбладе 500» из миссии Аполлон-14 (рис.VII-4), можно рассчитать расстояние до астронавта.


 


 

Рис.VII-4. Фотоаппарат "Хассельблад 500" с объективом "Дистагон" из миссии Аполлон-14.


            Поскольку угол охвата объектива по диагонали 75 градусов, а фигурка занимает по высоте чуть меньше 2 градусов, получается, что до астронавта около 62 метров. И за ним в глубину к горизонту тянется пространство как минимум ещё метров на 100. Что же – получается, что перед нами просто гигантский павильон, превышающий три или даже четыре футбольных поля? Как тогда, если это павильон, освещать его одним одним-единственным прожектором?

      Разгадка на самом деле, проста. Павильон по-прежнему небольшой. И до астронавта не 62 метра, а всего навсего 9. Да-да, всего 9 метров. Дело в том, что вместо реального астронавта в кадре установлена неподвижная кукла высотой около (не более) 30 см. А рядом с ней стоит игрушечный макет лунного модуля, в 7 или 8 раз меньше настоящего.

        В реальных размерах эти игрушки выглядят примерно так, как показали «Разрушители мифов» в 104 серии (рис.VII-5).  Вполне возможно, что это и есть тот самый реквизит, что остался от съёмок лунной эпопеи.

 


 


 

Рис.VII-5. «Разрушители мифов», серия 104, про полёты на Луну.

 


         Вся съемочная площадка – это опять тот же самый участок шириной около 30 метров. И его без проблем освещают одним искусственным источником света. А чтобы вы не догадались, что в кадре находятся игрушечные объекты, в кадр добавлены два вида технического брака. Это, во-первых, умышленная засветка всего кадра. Вместо абсолютной черноты космоса верхнюю часть кадра заполняет светло-серая пелена (рис.VII-3).

        Вполне возможно, что специалисты, которые готовили астронавтов к фотосъёмке на Луне, забыли предупредить астронавтов, что на Луне днём светит солнце. И астронавты как бы случайно забыли взять с собой бленды, защищающие линзы объектива от боковых засветок.

        Любой фотограф, даже не профессионал, а самый обычный любитель, знает, что в солнечную погоду нужно пользоваться блендой. Она всегда идет в комплекте к фотоаппарату (рис.VII-6).

 


 

Рис. VII-6. Фотоаппарат с блендой на объективе.

 

          А что же мы видим в лунных экспедициях? Никто из астронавтов не догадался во время съёмок использовать бленду. А ведь у объектива Дистагон передняя линза находится на одном уровне с краем оправы (рис.VII-7).

 

 


 

Рис.VII-7. Объектив Дистагон, вид спереди. 

 


        Конечно, любой боковой свет от яркого источника тут же вызовет рассеяние света в линзах, однако, эта засветка не испортит весь снимок так сильно, как показано на рис.VII-4. Ведь объектив «Дистагон» - дорогая профессиональная оптика с многослойным просветлением. Просветление было придумано как раз для того, чтобы гасить световые волны, отраженные от поверхности линз. Мы видели, см.например, рис.62, что на современных объективах солнце в кадре не вызывает засветку всей площади кадра. Это подтверждают и многочисленные фотоснимки, сделанные за многие годы с борта Международной космической станции – никакой серой пелены, заволакивающей весь кадр, на снимках нет, когда солнце светит прямо в кадр. Почему же «лунный» снимок (рис.VII-3) выглядит так, как будто снят дешёвой «мыльницей», на которой установлен объектив с засаленными пластмассовыми линзами?    

       Разгадка заключена в том, что эта усиленная засветка добавлена специально для ухудшения качества снимка. Согласно легенде, засветку провоцировала пыль - не успел фотограф на «Луне» расчехлить фотоаппарат, как тут же пыль толстым слоем покрыла весь фотоаппарат.

       Оттого и получился снимок бракованным с технической точки зрения. Но именно этого и добивались специалисты НАСА – получить как можно больше снимков с техническим браком (рис.VII-8). Так, только в одной кассете (Magazine 68/ММ), содержащей 101 «лунный» снимок, технический брак был сделан на 23 снимках.

 




Рис.VII-8. Четыре последовательных кадра из миссии Аполлон-14 с умышленным техническим браком (кассета 68/ММ).

 

 

       Второй вид брака, легко читаемый в снимках с куклами, выглядит очень забавным. Это – смазка изображения, так называемая «шевелёнка». Особенно это заметно в снимке  AS14-68-9487 (рис.VII-90, VII-10).

 




 Рис.VII-9. Аполлон-14, кассета (magazine) 68/ММ. Снимок AS14-68-9487.





Рис.VII-10. Фрагмент снимка AS14-68-9487, отчётливо видна смазка изображения.

 

 

        Любой фотограф удивится – ну какая может быть смазка изображения в солнечную погоду при выдержке 1/250 с? Ведь именно при такой выдержке, согласно легенде, снимали астронавты лунные пейзажи, освещенные солнцем (рис.VII-11)


 


      

Рис.VII-11. Памятка для астронавта на кассете фотоаппарата, что в солнечную погоду нужно снимать на выдержке 1/250 с.

 


       Сам объект в кадре совершенно статичен (лунный модуль стоит неподвижно), следовательно, смазка изображения происходит от того, что во время экспонирования движется фотоаппарат.

       У фотолюбителей часто бывает смазка изображения (так называемая “шевелёнка”) при съёмке с рук на выдержках 1/30 с и длиннее. Спусковая кнопка на плёночных фотоаппаратах расположена так, что нажимать на неё приходится сверху вниз. Поскольку при съёмке с рук под фотоаппаратом нет опоры (в это время вторая рука наводит объектив на резкость) (рис.VII-12), то при нажатии на спуск (давить приходится сильно, чтобы преодолеть сопротивление пружины) весь фотоаппарат начинает короткое движение вниз, и в этот момент происходит экспонирование кадра. Так получается смазка изображения при съёмке без штатива. 

 




 

Рис.VII-12. Чтобы произвести съёмку кадра, на спусковую кнопку нужно с силой надавить сверху вниз.

 


       Чаще всего смазка встречалась на кадрах, снятых в помещениях или в вечернее время, при недостаточном количестве света, когда приходилось удлинять выдержку. Но днём, в солнечную погоду, когда время экспонирования фотоплёнки длится меньше одной сотой доли секунды (1/250 или даже 1/500 с), смазка никогда не наблюдалась. Удивительно, отчего же возникла “шевелёнка” на “лунном” снимке? Удивление только усилится, когда мы посмотрим, какой ход у спусковой кнопки, находящейся под объективом, на фотоаппарате Хассельблад (рис.VII-4). При спуске затвора кнопка движется не вертикально сверху вниз, а горизонтально, в глубину фотоаппарата.  К тому же фотоаппарат у астронавтов жестко крепится на кронштейне на скафандре, на уровни груди (рис.VII-13). Фактически получается аналог съёмки со штатива на выдержке 1/250 с. Как при этом возникнет смазка изображения?








Рис.VII-13. Фотоаппарат крепился на кронштейне на скафандре.


 

     Наше мнение совершенно однозначно: сильная засветка кадра и “шевелёнка” делались специально, чтобы скрыть тот факт, что в кадре находятся куклы и макеты.

     И поскольку кукла сама ходить и прыгать не может, то вы не увидите «лунных» ДАЛЬНИХ планов, снятых в режиме видео или кино, где маленькая фигурка астронавта ходит или бегает. За все миссии Аполлонов не снято ни одного ДАЛЬНЕГО плана, где актер-астронавт удалился бы от точки съемки дальше, чем на 25-27 метров.

 

      Вот самый дальный план с живыми актёрами, снятый телекамерой, который нам удалось отыскать в миссии «Аполлон-16»: астронавт бежит к лунному модулю:

 

 

Рис.VII-14. Астронавт бежит к лунному модулю. 


 

     В павильоне, где производилась съёмка, на фоне нет киноэкрана, задник сделан из чёрного бархата. В таких кадрах нет лунного дальнего пейзажа на фоне. 
А если фронтпроекции нет, то съёмочная камера не привязана так жёстко к киноэкрану, и расстояние можно сделать больше. Здесь можно отойти хоть на 30 метров.

     19 метров от фотографа до лунного модуля - это тот случай, когда в кадре живой актёр на фоне лунной горы (гора проецируется на киноэкран методом фронтпроекции).

Этот кадр снят перекошенной камерой, чтобы создать ощущение горного массива, горизонт завален на 11 градусов. Это отчетливо видно по тому факту, что фигура человека расположена не вертикально, а под углом. Чтобы обмануть зрителя и сымитировать эффект слабого лунного тяготения, скорость съёмки была увеличена до 60 кадров в секунду (вместо нормальных 24), чтобы при проекции получить замедление в 2,5 раза. Если выровнять горизонт и сделать скорость проекции такой же, как и скорость съемки, то мы увидим, как в реальности бежал актёр: он почти не поднимал ног, шаркал, чтобы раскидывать песок по сторонам, и быстро семенил.

 

ВИДЕО:  Аполло-16. Астронавт подбегает к лунному модулю

 


      А когда мы видим действительно дальние планы с маленькой фигуркой астронавта, то там вместо живых актёров размещены неподвижные куклы высотой примерно 25 см или просто макеты лунного модуля и ровера в масштабе 1:8.

     Например, на трёх последовательных кадрах миссии Аполлон-15, снятых с интервалами во времени (рис.VII-15), мы видим абсолютно неподвижную куклу, с бутафорским фотоаппаратом, застывшую в одном и том же, трудно удерживаемом положении, с приподнятой левой ступнёй (рис.VII-16).

 

 

 

Рис.VII-15. Аполлон-15. Три последовательных кадра с неподвижной куклой.


 

 


 

Рис.VII-16. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах.

 


     При беглом просмотре кажется, что кукла что-то там делает, меняет своё положение, но на самом деле она абсолютно неподвижна. Просто фотограф меняет свое положение относительно объекта съёмки – он не только поворачивается по оси вправо и наклоняет камеру вверх-вниз, но еще и смещается по горизонтали, как бы заходит кукле за спину.

 

 

В следующей триаде кадров (рис.VII-17 ) тоже фигурирует кукла.

 


     

Рис.VII-17. Аполло-15. Три кадра с игрушечным ровером и куклой.

 

 

       И опять она стоит в неестественно неустойчивом положении (рис.VII-18), но не падает только потому, что одной рукой зацеплена за деталь на ровере. Только на этот раз кукловоды от кадра к кадру слегка меняют положение туловища куклы.     

 



 

Рис.VII-18. Кукла застыла в неустойчивом положении  

 

 

      Опять мы видим отчетливую горизонтальную линию, разрезающую кадр примерно на на две части – это граница между киноэкраном и насыпным грунтом (рис.VII-19).

 



 

Рис.VII-19. По середине кадра проходит горизонтальная линия - кадр состоит из двух независимых частей. 

 




Рис.VII-20. Фрагмент предыдущего кадра. Отчетливо видна линия, разделяющая вертикальную плоскость экрана со слайдом от горизонтальной плоскости павильона

 


      На киноэкран, занимающий верхнюю половину кадра, проецируется слайд с лунными холмами и оврагами (рис.VII-20),  а нижняя половина кадра – куклы и макеты, расставленные в павильоне. И опять мы видим использование бокового света, чтобы не засветить изображение на фоновом экране.   

      Какие ещё детали свидетельствуют о том, что перед нами вместо живых людей находятся куклы? Это – песок на переднем плане: он слишком крупнозернистый. Астронавтов уменьшили в 8 раз, а песок, имитирующий лунный реголит, оставили прежним. Мы знаем, что реголит, в котором  основная масса частиц имеет размер 0,03—1 мм, по своему внешнему виду больше похож на вулканический пепел, нежели на речной песок. А здесь, на этих фотографиях (рис.VII-20), песок неестественно крупный по сравнению с другими фотографиями, где нет кукол.

      А вот следующие фотографии – дальние планы с лунным модулем и ровером. Это – макеты, уменьшенные копии, в масштабе примерно 1:8. Наверное, макет лунного модуля получился не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко» (рис.VII-21).

 

  


 

Рис.VII-21. Миссия Аполлон-15. Дальние планы с макетами опять попали под засветку.

 


    И поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой часть панорамы, ближе к финалу, то и начало панорамы (рис.VII-22) снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.

 

 


 

Рис.VII-22. Кадры начала панорамы


 

     Так что астронавт в начале панорамы – не более, чем кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку (рис.VII-23).

 



 

Рис.VII-23. Кукла в начале панорамы, под рукой подставка, чтобы кукла не упала.

 


      Я думаю, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально с руками по швам, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.

     Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе (рис.VII-24, рис.VII-25).






Рис.VII-24. Коллекционная модель "Волги М-21" в масштабе 1:8.





Рис.VII-25.Масштабные модели автотранспорта.  




Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал (рис.VII-26). Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни. 





Рис.VII-26.Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".



     Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклы (рис.VII-27) 





Рис.VII-27.Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.



     После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный зеркальный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате поднимается зеркало, потом вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр и опускается зеркало для визирования. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже  не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.

     И как вы, наверное, догадываетесь, весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем картонный макет (рис.VII-28).






Рис.VII-28. "Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь картонный макет.



        А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "дестяки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане (рис.VII-29). 





Рис.VII-29. "Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда якобы ровера среди бутафорских гор.

     

     И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла (рис.VII-30).


  



Рис.VII-30. "Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки.


      Эти астронавты-куклы не могут ходить, поэтому на фотографиях они всегда обездвижены, стоят или сидят, застыв в одном и том же положении. Они не реагируют на то, что их фотографируют, стоят, как вкопанные. Лишь иногда кукловоды, как бы "для приличия" чуть приподнимают кукле одну руку в каком-нибудь кадре, но не более того. Куклы не могут приблизиться к фотографу - вы никогда не найдёте ни в одной миссии последовательность фотокадров, когда астронавт издалека выходит на средний план - куклы сами не могут ходить, а кукловоду не так просто подойти к кукле и подвигать её, даже если расстояние до куклы всего 6 метров. Ведь не может кукловод наступить на "лунный пейзаж" и подойти к игрушечному астронавту, чтобы поправить ему руку. Кукловода приходится всякий раз опускать сверху на кране, и он может нечаянно потревожить миниатюрные камешки. Вот и снимают фотографы на так называемой Луне только панорамы с одного и того же места с неподвижными куклами-астронавтами.

   


 

Часть VIII. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ В ДВИЖЕНИИ.


      Замена человека куклами встречается в игровом кино в ХХ веке довольно часто. Впервые неподвижные куклы «ожили» в 1910 году, когда Владислав Старевич на студии А.Ханжонкова в Москве сделал первый кукольный мультфильм про жуков. 

Внутри куклы установлен металлический каркас на шарнирах (рис.VIII-1), благодаря чему возникает подвижность отдельных частей тела.





Рис.VIII-1. Шарнирный каркас внутри куклы

 


Используя покадровую съемку, можно заставить кукол не только перемещаться в пространстве, но и вращать головой, шевелить руками, выполнять наклоны и приседания (рис.VIII-2).

 




Рис.VIII-2. Кукловод меняет положение рук и ног куклы для следующего кадрика.



ВИДЕО


РАБОТА КУКЛОВОДА ВО ВРЕМЯ СЪЁМКИ МУЛЬТФИЛЬМА

 


    Чтобы получить плавность движений, кукловод вносит небольшие изменения в положения рук и ног, рассчитанные заранее, буквально в каждый кадрик. Эта кропотливая работа отнимает много времени. Съёмка полнометражного кукольного мультфильма может растянуться на два-три года.

     Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке, я бы сказал так – на «троечку». Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре – фигура малоподвижная, поэтому куклы в миссиях «Аполлон» выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения (рис.VIII-3). 





Рис.VIII-3. Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевых суставах под прямым углом. 



     Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ног с разлётом песка, столь любимое актёрами-астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Такой неподвижный песок сразу бы выявил, что перед нами - мультфильм. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног – куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.

Обратите внимание на видео, что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали... как будто куклы действительно ехали на этом макете.

 

ВИДЕО

 АПОЛЛОН-16. КУКЛА ПЫТАЕТСЯ СТИРАТЬ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА БУТАФОРСКОГО ФОТАППАРАТА

 

     Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, даже и не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. Это похоже на то, как плохие актеры изображают игру на рояле - машут над клавиатурой руками, не касаясь клавиш... А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные.   Вот посмотрите этот фрагмент с повтором.

 

ВИДЕО

РАЗВЕ ТАК СТИРАЮТ ПЫЛЬ С ОБЪЕКТИВА?

 

       Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой? Было бы гораздо убедительнее.

Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело – показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там – вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду.

     Проезд по Луне может сделать луноход и без человека, нащёлкав массу фотографий своего пути. Например, наш советский луноход фиксировал на фото почти каждый шаг своего перемещения. Из этих фотографий можно сделать фотофильм перемещения лунохода по Луне и получится проезд. НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо показать астронавтов в конце длинной панорамы.

Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет (рис.VIII-4).





Рис.VIII-4. Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры. 



     Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Хотя, как показывают тренировки на Земле, самостоятельно залезть на ровер астронавт никак не мог даже в облегчённом бутафорском скафандре. Обычно влезть на ровер астронавту помогали два или три человека (рис.VIII-5). Да и слезть с ровера астронавт сам тоже не мог.






Рис.VIII-5. Забраться на ровер и слезть с него астронавту помогают два или три человека.    



ВИДЕО


АСТРОНАВТЫ НЕ МОГЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НИ ЗАЛЕЗТЬ НА РОВЕР, НИ СЛЕЗТЬ С НЕГО



      Последите за собой, как вы, например, встаёте со стула. Ваша точка опоры - пятки, находятся на полу, на некотором удалении от центра тяжести тела, который приходится на середину живота, где-то на высоте пупка. Чтобы встать со стула, вы должны наклониться сильно вперёд, так, чтобы центр тяжести оказался ровно над точкой опоры, и только после этого вы сможете привстать и подняться.

А теперь представьте себя на месте астронавта. У вас за спиной ранец жизнеобеспечения, который весит 54 кг (по земным измерениям). Из-за этого ранца ваш центр тяжести оказывается смещен назад к позвоночнику. Вы сидите на электромобиле откинувшись на спинку сиденья, вытянув ноги вперёд. Попробуйте - сядьте на стул и вытяните ноги вперёд! А теперь вам нужно встать. Точка опоры - пятки - находятся далеко впереди (рис.VIII-6).








Рис.VIII-6. Чтобы самостоятельно встать с ровера, астронавт должен центр тяжести подвести к месту над точкой опоры. 



      Сможете ли вы, будучи астронавтом в скафандре, наклониться вперёд так сильно, чтобы ранец оказался на одной вертикальной линии с пятками? Нет, не сможете. Попробуем другой вариант. Обратите внимание, как в обычной жизни вы встаёте со стула. Как правило, чтобы не наклоняться сильно вперёд, вы ноги перед подъёмом задвигаете под середину стула, чтобы ваши ступни оказались как раз под центром тяжести. И тогда, разгибая ноги в коленях, вы легко поднимаетесь вверх. А теперь подумайте, сможете ли вы, сидя на ровере (посмотрите на картинку), согнуть ноги в коленях, чтобы пятки оказались под ранцем?  Думаю, ответ ваш будет однозначным: сделать такое физически невозможно. Как же тогда слезть с ровера, если рядом нет двух помощников, как на Земле? Могу биться об заклад, что вы никогда не догадаетесь, какую технику влезания на ровер придумало НАСА! Это изобретение настолько "гениально", что НАСА побоялось показать этот способ на видео. В общем, суть заключается в следующем. Астронавт подходит к роверу, встаёт сбоку от него, потом подпрыгивает высоко вверх, в верхней точке полёта перемещается в сторону ровера и, опускаясь вниз, задницей приземляется как раз на сиденье... Точнее говоря, не "приземляется", а "прилуняется" на сиденье. И вот как бы из-за такого толчка, камера, установленная на ровере, резко качнулась, изображение сильно дёрнулось. В кино это называется "отражённое действие" - когда вместо самого действия нам показывают, как оно отражается на других предметах. Стоял астронавт рядом с ровером... пара секунд, толчок камеры... и он уже сидит в ровере.  

     После того, как вы посмотрите ещё раз, как астронавтам на Земле помогают залезть на ровер, в вас (как и в меня в своё время) закрадутся смутные сомнения: а может ли астронавт в тяжёлом скафандре и с ранцем за спиной, стоя вертикально, так высоко подпрыгнуть, чтобы в полёте поднять ноги под прямым углом и приземлиться ровно на сиденье? Может ли астронавт самостоятельно залезть на ровер и слезть с него каким-то другим способом? В общем, вы поняли: такой важный момент - как астронавт взбирается на ровер на Луне - оказался не зафиксирован ни на одном видео. 

      За эти пять минут непрерывного киносюжета мы не увидели этот трюк, нам вначале показывают куклу на переднем плане, а когда она скрывается за границей кадра, камеру просто трясут, как будто кукла вспрыгнула на ровер.  Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот длинный нудный план, ровер, наконец, трогается с места и начинает движение по «лунному» ландшафту.

Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд – влево (рис.VIII-7), - это ровер едет по кругу.





Рис.VIII-7. Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении  – влево.



Направление траектории  меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так  (рис.VIII-8):





Рис.VIII-8. Траектория движения ровера. 



          Ровер долго петляет вокруг одного того же места и в конце 5-й минуты наконец останавливается. И вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами (см. рис.VIII-3). По мнению защитников НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке, по размеру меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор, вырыты небольшие кратеры и разбросаны мелкие камешки. Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 8-10 раз меньше реальных объектов (рис.VIII-9, VIII-10).





Рис.VIII-9. Кинооператор Л.Коновалов около макетов. 





Рис.VIII-10. Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).



      Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения.

      Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения. Это только сравнительно недавно появилась технология, позволяющая очень точно скопировать движения человека и передать их неодушевлённому объекту - “motion capture» - технология захвата движения. На актёре крепятся светодиодные маркеры или светоотражающие элементы, и данные с этих датчиков через съёмочную камеру отправляются в компьютер. Алгоритм движения датчиков привязывается к определенным участкам трехмерных моделей, отчего движение моделей приобретает невероятную реалистичность (рис.VIII-11).

 

 


   

Рис.VIII-11. Технология захвата движения, motion capture.

 

 

      Если не принимать во внимание эксперименты с танцующим скелетом в фильме 1990 года со Шварценеггером «Вспомнить всё», то можно считать, что готовая к коммерческому использованию система захвата движения «motion capture» появилась только к середине 90-х годов ХХ века. Именно к этому времени появились быстро работающие компьютеры, способные обрабатывать графику.

Чуть позже, в 2002 году, в фильме «Властелин колец» была применена  технология захвата не только движения, но и мимики лица актёра, и передачи её компьютерному 3D-персонажу, «perfomance capture». Компьютерные персонажи стали выглядеть по-настоящему живыми (рис.VIII-12).

 

 


 

 Рис.VIII-12. Использование технологии захвата движения и мимики актёра, «perfomance capture”, в фильме “Властелин колец”.


 

      Но в 1969-72 гг., не было ещё никаких компьютерных технологий. Бортовой управляющий компьютер для программы «Аполлон» (рис.VIII-13), который мог производить вычисления, был разработан в Массачусетском технологическом институте в начале 1960-х годов, и ресурсы этого компьютера были меньше, чем у обычного современного калькулятора. 





Рис.VIII-13. Бортовой управляющий компьютер Аполлона-11.



     И  кадры с куклами для миссий «Аполлон» снимались в павильоне «по старинке», как обычный кукольный спектакль – на кинопленку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино, всё выглядит как обычный кукольный мультфильм.

      Здесь следует добавить, что в докомпьютерную эру всё-таки была технология, позволяющая копировать движения человека с большой точностью и переносить их на киноэкран, на неодушевлённые персонажи. И эта технология давала прекрасные результаты. В том, что результаты были действительно прекрасные, вы можете убедиться, посмотрев любой мультфильм Диснея – движения рисованных персонажей очень реалистичны. Технология называется ротоскопирование и впервые была применена в 1914 году Максом Флейшером. Суть заключалась в том, что вначале на кинопленку снимали живого человека, а потом с помощью небольшого покадрового проектора отснятое изображение проецировалось на одну сторону стекла, установленного вертикально, как мольберт. С другой стороны стекла находился художник, который на приложенный к стеклу целлулоид детально обрисовывал нужные элементы. И так – кадрик за кадриком. А потом картинки на прозрачном целлулоиде переснимались – и получался мультфильм, в котором нарисованный персонаж двигался абсолютно так же, как и живой человек.

        Эту технику активно использовал в 40-е годы и У.Дисней, разбирая по кадрам кинематику движения не только людей, но и животных. С помощью ротоскопа были сделаны мультфильмы “Золушка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Алиса в стране чудес”. Чтобы движения в танцах не выглядели угловатыми, приглашали профессиональных танцовщиц и художники кадр за кадром копировали положения рук, повороты головы и разлет платья танцовщицы (рис.VIII-14).





Рис.VIII-14. Фазы танца в мультфильме копировались с движений профессиональной танцовщицы. 

 


        Когда вы видите, как естественно и органично в мультфильмах Диснея двигаются не только люди, но и животные, то знайте, в большинстве случаев  движения и ракурсы получены методом ротоскопирования (рис.VIII-15).

 

 


 

Рис.VIII-15. Примеры ротоскопирования из мультфильмов Диснея.

 

 

Видеоролик о ротоскопировании:

https://www.youtube.com/watch?v=wAcGZdW6YXE

 


Из мультфильма "Алиса в стране чудес", промежуточные моменты:

https://e-w-e.ru/kak-uolt-disnej-sozdal-shedevr/

       


       Однако даже эта технология, возникшая в 1914-15 гг. и хорошо зарекомендовавшая себя на киностудиях, где делались мультфильмы, не была применена к куклам, изображавшим астронавтов НАСА. Ведь можно было вначале отснять действия реального актера в скафандре, а затем на куклах один к одному повторить все изменения корпуса и рук, от кадра к кадру.  Конечно, это очень кропотливая работа. Например, на студии Диснея на съёмку 20-секундного фрагмента уходила порой целая неделя. А перед работниками НАСА стояла другая задача - каждые полгода для новой миссии выдавать на гора целые сериалы. Поэтому ничего такого кропотливого сделано не было: то ли спешка была (выдать результат к какому-то числу), то ли избыточная самоуверенность (что народ не заметит подмены), то ли у кукол не двигались пальцы - в общем, движения кукольных астронавтов получились неестественно корявыми.

         Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительно, мультипликаторы придумали и осуществили “уловку”, чтобы спасти ситуацию от провала: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. А потом в лаборатории каждый статичный кадрик был размножен (повторен по 4 раза), чтобы в секунде стало 24 кадра, поскольку 24 к/с - это стандартная частота показа фильма в кинотеатре. Получились короткие стоп-кадры, меняющиеся 6 раз в секунду. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль. 

        Для демонстрации по телевидению ролик был переделан ещё раз. Поскольку в Америке частота переменного тока 60 Гц, то показ кинопленки на телевидении идет со скоростью 30 кадров в секунду. Видеоматериал проезда ровера, выложенный сейчас на Ю-Тубе, как раз и переделан под стандарты США на показ со скоростью 30 к/с. И если вы рассмотрите в монтажной программе этот проезд по кадрам, то увидите, что 6 отснятых в секунду кадров кукольного спектакля были превращены в 30 необходимых для показа кадров путём дублирования каждого кадрика по 5 раз. Пять раз повторяется первый кадрик, затем второй кадрик повторяется тоже 5 раз, третий кадрик пять раз и т.д.. Из-за таких стоп-кадров возникает “рваность” и дёрганость движений.   На наш вгзляд, уловка со стоп-кадрами никак не помогла: то, что в кадре вместо людей находятся куклы, всё равно читается однозначно.


    ВИДЕО на YouTube: Аполлон-16. Две куклы изображают чистку камеры от пыли.




 

Часть IX. 

КАК ПЫЛИНКА УЛИЧИЛА АМЕРИКАНЦЕВ ВО ЛЖИ


 

     Кинопленка очень электростатична, и поэтому притягивает к себе всякую пыль и мелкие волоски. Это просто бич какой-то. Механики, обслуживающие плёночную камеру, чуть ли не каждый час во время съемочного дня открывают кинокамеру и специальным баллончиком со сжатым воздухом продувают рамку фильмового канала, кадровое окно. Если этого не делать, или делать редко, то всяческие там волоски и пыль, притянутые кинопленкой, дойдут до кадрового окна и там повиснут на краях кадрового окна. Когда снимается художественный фильм, то после каждого длинного дубля или после нескольких коротких, механик открывает камеру и просматривает фильмовый канал на вопрос отсутствия пыли, грязи и царапин. Дело в том, что на пленке бывает много перфорационной пыли. Например, когда я работал еще ассистентом оператора на картине "Жил отважный капитан" («Мосфильм», 1985 г.) (рис.IX-1),





Рис.IX-1. На съёмках фильма «Жил отважный капитан». Ассистент оператора держит в кадре табличку для цветоустановщика.



у нас была советская негативная кинопленка ДС-5м "Свема" и немецкая кинопленка ОRWО NC-3, и вот на на ней было столько перфорационной микроскопической пыли, что вы даже не представляете. Эта пыль образовалась на кинопленке после пробивки перфораций на фабрике.  Наш механик по обслуживанию камеры после каждого (!) дубля чистил фильмовый канал!

     Но даже и при таких предпринятых мерах мы иногда видим в фильмах торчащий в кадровом окне волосок.

     Вот, например, кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Внизу справа висит волосок (рис.IX-2). В реальности, поскольку объектив переворачивает изображение вверх ногами, волосок находится в верхней части кадрового  окна.







Рис.IX-2. К краю кадра прилип волосок.



        Грязь в кадре и волоски мы можем видеть и в голливудских фильмах. Возьмем например, фильм Стенли Кубрика "Барри Линдон".

        Видите? Там здоровая волосинка болтается (рис.IX-3).






Рис. IX-3. Волосок в кадре. Фильм «Барри Линдон»



ВИДЕО:     ВОЛОСКИ В КАДРЕ КИНОФИЛЬМОВ 


    Обратите внимание, что волосок исчезает, когда меняется план - когда в монтаже следом за планом с волоском идёт план, снятый либо в другое время, либо в другом месте.

 

Или в самом фильме: (время 2:56:16)
После слов "Не перейти ли нам к делу?"
http://videobox.tv/video/14442656/

 

Зачем я так подробно говорю об этих волосках и грязинках в кадре?
Дело в том, что грязь и волоски на рамке кадрового окна есть и в лунных кадрах.


И если она (грязинка) вдруг исчезает, то это, как правило означает, что следом идущий план снят уже в другое время и, возможно, уже в другом месте.
 
Возьмём, например, NASA Apollo 15 Mission Footage – это длинный проезд на ровере по лунному ландшафту. По замыслу НАСА, эти проезды выполнены 16-мм кинокамерой (рис.IX-4), укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения) (рис.IX-5).

 

 

Рис.IX-4. 16-мм кинокамера “Маурер”.



 

Рис.IX-5. 16-мм кинокамера крепилась на правой стороне ровера.
 

    
       Этот долгий нудный проезд из миссии Аполлон-15, так же, как и в миссии Аполлон-16, снят покадрово, с применением кукол и макетов. Вначале мы видим только передок ровера. На нижней границе кадра отчётливо видна прилипшая грязинка (рис.IX-6).

 


 

Рис.IX-6. Кадр с игрушечной телекамерой на переднем плане. В красный кружок взята прилипшая грязинка.

 


      Через некоторое время ровер останавливается и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то бессмысленные движения, типа поправляет антенну, а затем после грубой склейки в кадре вместо куклы оказывается живой человек. При этом грязинка исчезает. Кроме того, меняется фон за астронавтом (рис.IX-7).


 


 

Рис.IX-7. Склейка двух планов. Грязинка исчезла. Куклу (кадр слева) заменили на живого человека (кадр справа).


     Возможно, что левый кадр снимался на одну кассету, потом был большой перерыв во времени, а правый кадр снимался совсем на другую кассету и совершенно в другой день.

 

      И вот что странно. Пока кукла была в кадре, и мы в течение 39 секунд видели её неподвижную руку, кукла не шевельнула ни одним пальцем. Целых 39 секунд! Но как только после склейки появился живой человек, он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь в виде двух скреплённых палочек и крепить её куда-то к спинке ровера (рис.IX-8).


 


 

Рис.IX-8. Слева – неподвижная рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами.



ВИДЕО:  ПОЯВЛЕНИЕ КУКЛЫ С НЕПОДВИЖНОЙ РУКОЙ


       Потом актёр делает вид, что садится на ровер (рис.IX-9, кадр слева), но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог, то этот момент и не показан. Просто следует грубая склейка…, и на ровере уже сидит неподвижная кукла (рис.IX-9, кадр справа).

 




 

Рис.IX-9. Живого актёра (слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).

 


      И, как вы, наверняка, догадались, что статичный (т.е. снятый практически без движения камеры) план с живым актёром заменили на куклу для того, чтобы кукла могла «ездить» по павильону среди гор из папье-маше. А живого человека показали, чтобы зритель думал, что до и после этого плана, тоже были показаны живые люди.

 

Вот как эта склейка выглядит  НА ВИДЕО:

 (или https://youtu.be/Ugn4f0B_ILA?t=14m06s  )

 

     С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее (рис.IX-10).

 



 

Рис.IX-10. Панорама на 90 градусов, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера.



       Сделать гигантский павильон, изображающий лунный ландшафт, просто физически невозможно (он должен быть просто неимоверной высоты и ширины!), а вот сделать макеты гор, расставить их на футбольном поле и запустить туда игрушечную машинку, изображающую луноход – задача легко выполнимая. К тому же для съемок кукол не требуется так много света, ведь все кадры снимаются совершенно статичные, без движения в кадре, и выдержку не обязательно делать 1/250 с, можно сделать хоть одну секунду.    

      Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок (рис.IX-10, кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!

Вот как он должен ссыпаться (рис.IX-11):

 

 

 



Часть X. 

ИЗМЕНЕНИЕ СКОРОСТИ СЪЁМКИ В 2,5 РАЗА - ОСНОВНОЙ СПОСОБ ИМИТАЦИИ ЛУННОЙ ТЯЖЕСТИ

 

 

 

 

Часть XI. 

КОНТРАТИПИРОВАНИЕ

 


ВЕРНУТЬСЯ В НАЧАЛО СТАТЬИ (части 1-6)




* * *

Продолжение следует... Заходите через недельку....

Количество показов: 719
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»