www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

22.08.2019

Кто вместо Армстронга спускается по лесенке?

СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   


27. Глава XXVII

Кто вместо Армстронга спускается по лесенке?




    Вот уже 50 лет прошло с того момента, когда  НАСА впервые продемонстрировало павильонные кадры, снятые якобы на Луне, где Армстронг по лесенке спускается на лунную поверхность. И чтобы зритель не сомневался, что этот едва различимый силуэт принадлежит Армстронгу, во время прямого эфира на мутном изображении появлялась надпись "ARMSTRONG ON MOON" - рис.XXVII-1: 





Рис.XXVII-1. Кадр из прямого эфира 1969 г.


     На самом деле никакого Армстронга в кадре не было, астронавта изображал совершенно другой человек, никому неизвестный актёр. Мы специально написали "совершенно другой", потому что тот, кто находился в кадре, даже силуэтом не был похож на Армстронга. Армстронг был высоким голливудским красавцем, а тот, кто спускался по лесенке и потом прыгал около лунного модуля, был маленьким человечком. Мы без труда вычислили его реальный рост. Мы даже удивились, почему такая очевидная вещь, сразу бросающаяся в глаза - очень маленький рост астронавта - до нас никем подробно не описана?  
     Определить рост актёра, который находился в кадре, было довольно легко, ведь там, в кадре, есть лесенка со ступеньками, и размер этой лесенки, а заодно и шаг между ступеньками легко вычисляется. Достаточно потратить несколько минут.  
     В архиве НАСА есть много фотографий, где астронавты миссии "Аполлон-11", Армстронг и Олдрин тренируются около лунного модуля и держатся руками за лесенку почти так же,  как и на историческом видео. Стоит упомянуть, что Армстронг и Олдрин - люди очень высокие, но примерно одного роста, соответственно 180 см и 178 см.
     Когда Олдрин стоит в чаше лунной опоры, то первая ступенька лестницы находится на уровне его колена (рис.XXVII-2): 




Рис.XXVII-2. Астронавт Олдрин у лесенки лунного модуля (S69-31235).

   
     Когда к лесенке подходит Армстронг, то нижняя ступенька тоже где-то около колена (рис.XXVII-3).





Рис.XXVII-3. Армстронг рядом с лесенкой лунного модуля во время тренировки (S69-32246).


    И Армстронг легко может закинуть ногу на первую ступень лестницы (рис.XXVII-4). 






  Рис.XXVII-4. Армстронг у лесенки ЛМ.


       А на лунных фотографиях около лесенки лунного модуля стоит "некто", и мы видим, что первая ступенька находится на уровне его пояса (рис.XXVII-5, слева). Вполне возможно, что опора (нога) лунного модуля просела меньше, чем на Земле, за счёт менее сильного срабатывания амортизатора, и первая ступенька стала чуть выше. Но также возможен вариант, что на лунном снимке спиной к нам стоит совсем не тот астронавт, которого мы видели на тренировках в космическом центре, и этот другой, "лунный астронавт", совсем другого роста.





Рис.XXVII-5. Сильное различие в росте астронавтов относительно ступеней лестницы, на лунных снимках (AS11-40-5869) и на тренировочных снимках (ap11-S69-31042) .


  
     Поскольку мы видим только спину астронавта, мы не можем его идентифицировать (согласно легенде НАСА, на фотографии должен быть Олдрин), но можем отметить, что "лунный" астронавт как будто стал значительно ниже ростом. Чтобы объективно оценить рост "лунного" астронавта, его необходимо сравнить с теми элементами лунного модуля, которые в лунных и земных условиях будут одинаковы. Таким элементом является лесенка и расстояние между ступенями.
     Вначале определим высоту астронавта в скафандре в земных условиях: к его реальному росту мы должны прибавить, во-первых, высоту шлема над головой. По фотографиям видно, что "шлем-аквариум" надевается так, что над головой  образуется свободное пространство высотой около 7-9 см (рис.XXVII-6). 







Рис.XXVII-6. В шлеме над головой - свободное пространство (на фото вверху - Олдрин, внизу - Армстронг).


     Над этим "шлемом-аквариумом" крепится фильтр от солнца и сверху защитная ткань (ещё дополнительно не менее 3 см). Вот три фотографии, на которых видно, как опускаются светофильтры от солнца (рис.XXVII-7):





Рис.XXVII-7. Поверх "шлема-аквариума" крепится фильтр от солнца.

    
    Таким образом, реальный рост Олдрина в скафандре должен быть не менее 195 см: собственный рост 178 см + высота шлема над головой и светофильтры (не менее 12 см) + высота подошвы гермокостюма (2-3 см) + толщина лунных калош  (как минимум 3 см - см.рис.XXVII-8).





Рис.XXVII-8. Лунные калоши.


   А рост Армстронга в скафандре должен быть не менее 197 см, ведь он выше Олдрина на 2 см.
   Попробуем рассчитать высоту астронавта другим способом. За спиной у астронавта висит ранец жизнеобеспечения (PLSS), а над ним - система продувки кислородa (OPS), размеры их известны очень точно. Так, по данным НАСА, верхняя часть ранца имеет высоту около 26 см, а нижняя часть - 66 см.

https://www.hq.nasa.gov/alsj/LM15_Portable_Life_Support_System_ppP1-5.pdf


   Эти два отсека не плотно прилегают друг к другу, между ними есть зазор примерно в 1 см. Итого высота всего ранца составляет 93 см.
Относительно высоты ранца рассчитывается высота Армстронга в скафандре. Правая нога у него выпрямлена, стоит вертикально, и в целом получается 195 см (рис.XXVII-9). Если Армстронг встанет совсем ровно, будет выше 197 см.




    
Рис.XXVII-9. Высота астронавта и высота ранца.


     Астронавт находится в одной плоскости с лесенкой, отсюда нетрудно определить её длину и расстояние между ступеньками. Шаг ступенек получается 21 ± 1 см, а вся лестница оказывается длиной 1,7 метра. Это меньше, чем рост астронавта в скафандре.
   Если взять фотографию, где Армстронг стоит у лесенки, её номер по каталогу ap11-S69-32246 (рис.XXVII-10, слева), и с помощью графического редактора передвинуть лесенку так, чтобы ступня астронавта оказалась бы на первой, самой нижней ступени, то самая верхняя, 9-я ступень, окажется либо на уровне подбородка, либо где-то на уровне верхней части плеча (рис.XXVII-10, справа). Рост астронавта в скафандре больше, чем длина лестницы примерно на 25 см.





Рис.XXVII-10. С помощью графического редактора лесенка передвинута под ноги Армстронга.


    Поэтому астронавт на лесенке должен выглядеть так, как его изобразил художник в "Apollo operations handbook. Lunar module." - рис.XXVII-11:




Рис.XXVII-11. Рисунок астронавта из справочника Груммана по лунному модулю.


    Но в Музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне манекен астронавта в скафандре соизмерим с длиной лестницы, а длина лестницы - 1,7 метра. Когда манекен астронавта стоит ногой на самой нижней ступени (рис.XXVII-12), то верх шлема даже не достаёт до верха лестницы. 


    


Рис.XXVII-12. Астронавт соизмерим с длиной лесенки. Нога стоит на 1-й ступени.


На укрупнении видно, что верх шлема лишь чуть-чуть заходит за 8-ю ступень и не достаёт до верхней, 9-й ступени (рис.XXVII-13). 




Рис.XXVII-13. Верх шлема находится на уровне 8-й ступеньки.


     Эти фотографии заставляют предположить, что в музее около лунного модуля изображены не Армстронг и не Олдрин, а некие астронавты, рост которых в скафандре не превышает 170 см. А у Армстронга и Олдрина рост в скафандрах должен быть 195-200 см. Значит "музейные" астронавты ниже реальных прототипов примерно на 20-30 см. 

   То, что музейные астронавты очень низкого роста, видно по сравнению с посетителями, находящимися вокруг. При этом лунный модуль выполнен в масштабе 1:1. Если бы в музее в таком же масштабе, 1:1, на лесенке лунного модуля была установлена фигурка Армстронга, то она была бы на голову выше установленных манекенов - рис.XXVII-14:





Рис.XXVII-14. Фотография из музея. Дополнительно в графическом редакторе на лесенку установлена фигурка Армстронга.


Вот как выглядел бы прототип Армстронга в музее, оба астронавта стоят на одной и той же нижней ступени - рис.XXVII-15:





Рис.XXVIII-15. Фотография из музея. Дополнительно в графическом редакторе на лесенку установлена фигурка Армстронга.


     Сможем ли мы теперь определить рост астронавта на историческом видео (рис.XXVII-16)?



 

Рис.XXVII-16. Кадр из телевизионного репортажа 1969 г. (кадр отреставртрован).



    Поскольку в кадре хорошо читаются ступени, а расстояние между ними известно, то отсюда легко просчитывается рост карлика. У нас получилось 120 см. Вместе со скафандром.
    Среди тренировочных кадров астронавтов мы нашли похожий по ракурсу и высоте съёмки фотокадр Армстронга рядом с лесенкой (номер по каталогу s69-31042). Для удобства сравнения с телевизионным кадром, мы его отзеркалили (рис.XXVII-17).



 

Рис.XXVII-17. Армстронг около лесенки на тренировке (слева) и зеркальная копия кадра (справа).


    Теперь зеркальный кадр (рис.XXVII-17, справа) очень похож на кадр из телевизионного репортажа (рис.XXVII-17). Некоторое отличие по наклону лесенки возникло из-за того, что телекамера для "лунной эпопеи" была наклонена относительно линии горизонта (рис.XXVII-18, рис.XXVII-19):





Рис.XXVII-18. Телекамера размещена на наклонной платформе с отклонением от линии горизонта.





Рис.XXVII-19. Место размещения телекамеры (обведено синей окружностью).



     Из-за этого линия горизонта оказалась наклонена примерно на 12° (рис.XXVII-20):




 
Рис.XXVII-20. Линия горизонта оказалась наклонена под углом 12°.


   Теперь эти два кадра - рис.XXVII-20 и рис.XXVII-17 (правый снимок) совмещаем так, чтобы совпали перекладины лесенки. Из этого следует, что астронавт на телекадре и астронавт в фотокадре изображены сейчас в одном и том же масштабе (рис.XXVII-21).
  




Рис.XXVII-21. Примерно так по размеру должен был выглядеть Армстронг в телевизионном репортаже (цветная часть снимка).


     Сравнение по другой паре снимков. Здесь астронавт виден во весь рост с ногами, и правая нога стоит на нижней ступени (рис.XXVII-22). Зная, что расстояние между двумя ступенями 42 см (по линии, параллельной лестнице), можно определить рост "лунного астронавта". Рост от верха шлема до пятки - примерно 130 см. Верх шлема при этом находится на середине между 7-й и 8-й ступенью.




Рис.XXVII-22. Астронавт в телевизионном репортаже выглядит карликом (изображение отреставрировано).


    Для объективного сравнения астронавтов мы совместили обе фотографии по линии, проходящей через середину ступенек лестницы (рис.XXVII-23). Совпали 5 ступеней. Поэтому здесь сравнения должны быть более точными.





Рис.XXVII-23. Сравнение по росту реального Армстронга (цветное изображение) и "лунного астронавта" (чёрно-белое изображение). Оба астронавта правой ногой стоят на нижней ступени. На двух снимках совмещены, как минимум 5 хорошо различимых ступенек лестницы.


     Вывод однозначен: на знаменитых исторических телекадрах от 20 июля 1969 года по лесенке лунного модуля спускается не реальный астронавт, а карлик, на которого надет уменьшенный в размерах скафандр. И вот такой миниатюрный карлик, рост которого без скафандра примерно 120 см, а со скафандром - около 130 см, в течение 50 лет выдаётся НАСА за Армстронга.

    Некоторые фотографы (информация с сайта https://www.aulis.com), которые пытались разобраться, откуда на самом деле производилась съёмка спуска по лесенке, полагали, что в реальности телекамера была расположена не в том месте, где указывало НАСА, а в стороне от лунного модуля (рис.XXVII-24).





Рис.XXVII-24. Вероятное реальное расположение телекамеры (синяя стрелка).


    Нас же больше всего интересовал другой вопрос. Зная, что расстояние от лесенки до телекамеры не очень большое (рис.XXVII-25), всего 2,8 метра, - как удалось получить такой общий план спуска астронавта по лесенке, что астронавт виден во весь рост и над ним ещё остаётся большое пространство (см. рис.XXVII-16)?





Рис.XXVII-25. Расположение телекамеры на ЛМ (обведено синей окружностью).


    В 60-е годы ХХ века на телекамерах редко использовались такие широкоугольные объективы, к которым мы привыкли сейчас. На телекамерах, так же, как и на фотоаппаратах, устанавливался "нормальный" штатный объектив с углом охвата 30-40°. А в телерепортаже с так называемой Луны мы видим кадр, снятый телекамерой с небольшого расстояния, а двухметровый человек (астронавт в скафандре) выглядит так, как будто снят издалека, метров с пяти, или как будто на телекамере установлен сверхширокоугольный объектив. Фигура видна во весь рост, и над его головой пространство по высоте такое, что там мог бы разместиться ещё один астронавт. Обычно, чтобы сделать такой общий план, фотографу требуется отойти метров на пять, т.е. к другой опоре (см.рис.XXVII-25). Именно так поступали фотографы, когда снимали астронавтов на тренировках (рис.XXVII-26):





Рис.XXVII-26. Фотограф снимал этот кадр (S69-31045), находясь около другой опоры.


Согласно НАСА, съёмка производилась телекамерой Вестингауз (Lunar television camera for Apollo 11, Westinghouse). 
Телекамеру, точно такую же модель, можно видеть в музее аэронавтики и воздухоплавания в Вашингтоне (рис.XXVII-27). 





Рис.XXVII-27.  "Лунная" телекамера Вестингауз в музее. 
 
  
     Согласно данным НАСА, размещённым на официальном сайте (https://www.hq.nasa.gov/alsj/WEC-Engineer-3-1968.pdf), для съёмок днём на лунной поверхности на телекамеру был установлен объектив с углом поля зрения 30° (рис.XXVII-28).




Рис.XXVII-28. Характеристики объективов к "лунной" телекамере.


   Зная, что расстояние от крепления телекамеры (точка А) до середины лесенки примерно 2,8 метра (рис.XXVII-29), а до середины чаши опоры – около 3 метров, можно определить, какое пространство должен охватить такой объектив в плоскости лесенки. 

    

Рис.XXVII-29. Расстояние от лесенки до телекамеры.


Это -  1,6 метра по ширине и 1,2 метра по высоте, прямоугольник с соотношением сторон 4:3 (рис.XXVII-30). 






Рис.XXVII-30. Пространство, охватываемое объективом с расстояния 3 метра.

   

    В районе лесенки телекамера должна показать участок высотой 1,2 метра. Понятно, что астронавт с ростом в скафандре 1,95 м не войдет в кадр целиком. В кадр вместится чуть больше половины астронавта. Так должно быть по расчётам.
    Но на снимке мы видим, что астронавт входит целиком. Зная размер лесенки и расстояние между ступенями (две ступеньки - это 42 см), можно определить, что в плоскости лестницы охват идёт по высоте около 1,93 м вместо 1,2 м - рис.XXVII-31.

   





Рис.XXVII-31. Кадр телерепортажа.

   

 Либо съёмка велась с другого, бóльшего расстояния, либо на телекамере был установлен широкоугольный объектив. Если при съёмке использовать объектив с углом охвата 30°, то тогда телекамеру придётся отодвинуть дальше, примерно на 4,8 метра - это точка Б на схеме лунного модуля (рис.XXVII-29). Но это не соответствует информации НАСА о месте крепления телекамеры. Однако из того факта, что НАСА указало, где находилась телекамера, ещё не следует, что телекамера находилась именно там, ведь все миссии «Аполлонов» построены на лжи.

     Рассмотрим другой вариант – возможность применения широкоугольного объектива для съёмки кадра спуска по лесенке, к тому же, такой объектив, с углом охвата 80° есть в комплекте к телекамере (см. таблицу рис.XXVII-28 и рис.XXVII-32).

 


 Рис.XXVII-32. Четыре объектива к телекамере Вестингауз. Объектив с надписью DAY («день») обведён красной окружностью.

 

     В одном из документов НАСА, «Аполло 11, план действий на лунной поверхности» (рис.XXVII-33),  на странице 18 приводится рисунок – поле охвата для широкоугольного объектива 80° (рис.XXVII-34).

 

 

 

Рис.XXVII-33. Документ НАСА о плане действий на лунной поверхности.

 

 

 


Рис.XXVII-34. Поле охвата для объектива 80°.

 

      Казалось бы, ответ найден, и он прост – при съёмке на Луне использовался сверхширокоугольный объектив с углом охвата 80°. Но это – обманчивый вывод. Если бы съёмка действительно проводилась на Луне, такой объектив не мог быть использован. И вот почему.

     Давайте рассмотрим в таблице из документа НАСА характеристики этого объектива. Мы обращали внимание вначале только на ту колонку, где указан угол поля зрения объектива, а теперь давайте разберёмся, о чём говорят другие колонки.

     В первую очередь следует отметить, что широкоугольный объектив предназначен для съёмок внутри космического корабля (Spacecraft Interior), и он имеет светосилу 5 (Lens T-Number). А вот объектив для съёмок при солнечном свете имеет светосилу, эквивалентную значению диафрагмы 1:60. "60" – это эффективное, т.е. действительное значение, оно учитывает не только реальную светосилу объектива, но ещё и встроенный светофильтр, уменьшающий световой поток. Сноска со звёздочкой под таблицей как раз говорит об этом: “T-number is the combination of f-number and the effects of filtering” (рис.XXVII-35).

 

 


Рис.XXVII-35. Характеристики четырёх объективов, правая колонка – светосила.

 

     Другими словами,  для солнечного дня (а на Луне днём светит Солнце), должен использоваться объектив с отметкой “день” (DAY). В этот объектив был вмонтирован нейтрально-серый светофильтр.

    Стоит отметить, что чувствительность видеокамер (даже без дополнительного усиления) довольно высока (800-1000 единиц в пересчёте на ASA). Этого достаточно, чтобы снимать в помещении (в интерьере) без дополнительной подсветки. Но эта чувствительность слишком высока, чтобы снимать ясным днём на улице. Поэтому в яркий солнечный день в объектив (или в пространство между объективом и матрицей) вводят нейтрально серые фильтры, уменьшающие световой поток. Такие светофильтры обязательно устанавливаются на всех современных видеокамерах, и в солнечную погоду используют нейтрально-серый светофильтр, уменьшающий световой поток в 64 раза (рис.XXVII-36).

 


Рис.XXVII-36. Блок установки нейтрально-серых фильтра для ярких объектов и для солнечной погоды на современной видеокамере (ND – neutral density, нейтральная плотность).

 

    Так вот, НАЧАЛЬНОЕ значение диафрагмы (светосила) объектива с отметкой “DAY” эквивалентно значению 1:60, это очень близко к стандартному значению 1:64. А при дальнейшем диафрагмировании такого объектива получаются значения, как если бы устанавливались диафрагмы, эквивалентые 1:96, 1:128 и т.д.. В солнечную погоду приходится очень сильно диафрагмировать объектив, сильно задерживать световой поток. А вот широкоугольный объектив из комплекта телекамеры Вестингауз имеет светосилу 1:5, т.е. это примерно посередине между стандартными значениями 4 и 5,6  (рис.XXVII-37).

 



Рис.XXVII-37. Шкала стандартных значений диафрагм.

 

   Это совершенно типичное значение светосилы для широкоугольных объективов. Многие современные цифровые фотоаппараты комплектуются объективом со светосилой 1:3,5-5,6.

   Мы знаем, что светосила – это отношение диаметра входного отверстия к фокусному расстоянию. Если диаметр в численном выражении меняется в 2 раза (например, диафрагма 2,8 и 5,6), то площадь круга (входного отверстия) меняется в 4 раза (2 в квадрате), соответственно в 4 раза изменяется количество проходящего света. Диафрагма 5,6 пропускает света в 4 раза меньше, чем диафрагма 2,8.

    Значение светосилы объектива для лунной натуры  "60", отличается от значения "5" (объектив для интерьера) в 12 раз, это значит, что пропускная способность таких объективов отличается в 122, т.е. в 144 раза. 

    Другими словами говоря, каждый объектив в комплекте телекамеры приспособлен для вполне конкретных условий освещения. Для интерьера внутри корабля (Spacecraft Interior), где мало света – это объектив со светосилой 5, для ночных съёмок (Lunar Surface Night) – сверхсветосильная оптика со значением 1,15, а для солнечного дня (Lunar Surface Day) – объектив со встроенным нейтрально серым фильтром и результирующей светосилой 1:60. Об этом нам говорит крайняя правая колонка таблицы (рис.XXVII-35).

     А самая первая колонка после названия области применения указывает на те уровни яркости (Light Level) в фут-ламбертах (ft-lamberts), на которые расcчитаны объективы.

  Какие же яркости мы увидим на Луне в солнечный день? Считается, что яркость объектов на Луне будет примерно в 1,3-1,4 раза выше, чем на Земле: земная атмосфера часть солнечного света рассеивает и некоторую часть света поглощает. Определим, например, какова должна быть яркость белых скафандров на Луне. Для этого определим вначале яркость белых объектов, освещённых солнцем на Земле. Воспользуемся яркомером “Асахи-Пентакс”, с которым работают на профессиональных киностудиях (рис.XXVII-38).     

 


 

 

Рис.XXVII-38. Точечный яркомер “Асахи-Пентакс”. 

 

   Этот яркомер иногда называют спотметром, поскольку угол замера всего 1°, область замера - круглое пятнышко в центре кадра. Белые облака, освещённые солнцем – это 16 канал, 16  EV (Exposure Value) - рис.XXVII-39.

 

 

 

 

Рис.XXVII-39. Замер яркости белого объекта, вид через яркомер.


Белая рубашка, освещённая солнцем - это 16,6 EV - рис.XXVII-40.




Рис.XXVII-40. Замер яркости белой рубашки, освещённой солнцем.


    Можно перевести показания прибора из единиц EV в стандартные единицы яркости - канделы с квадратного метра. Однако в США вместо «метров» пользуются «футами», вместо «кандел с квардатного метра» для оценки яркости используют «фут-ламберты».

Поэтому с помощью калькулятора-конвертера (https://www.translatorscafe.com/unit-converter/RU/luminance/10-1/) или с помощью таблицы (рис.XXVII-41) переводим показания яркомера сразу в фут-ламберты.

 


Рис.XXVII-41. Таблица перевода экспозиционного числа  (EV) в значения яркости.


     Так, белые облака на Земле, 16 EV – это 2 391 фут-ламберт. Белая рубашка, 16,6 EV - это 3 630 фут-Лб. На Луне самые яркие белые объекты будут иметь яркость выше на 30-40%, т.е. около 5 000 фут-Лб

    Объектив телекамеры Вестингауз с отметкой «лунная поверхность - день» может работать с интервалом яркостей (смотрим таблицу) в пределах от 20 до 12 600 фут-ламберт (в кадре могут быть как очень тёмные объекты, так и очень светлые). Максимально допустимое значение яркости при этом - 12 600 фут-Лб - в 2,5 раза выше типичной яркости белых объектов (5 000 фут-Лб) – это запас «прочности» по яркости, чтобы белые объекты не уходили в перемодуляцию (в пересвет) и, что самое главное, чтобы не повредить сенсор видикона телекамеры слишком высокой яркостью.

   Теперь рассмотрим характеристики сверхширокоугольного объектива из комплекта Вестингауз. Он рассчитан совершенно на другой диапазон яркостей – от 0,5 до 300 фут-ламберт (см. таблицу рис.XXVII-35).

   Как же снимать таким объективом в солнечный день, если верхний допустимый предел для этого объектива 300 фут-ламберт, а на объекте (белый скафандр, освещённый солнцем) фактически 5 тысяч фут-ламберт? Мы увидим просто белый экран в пересвете. Устанавливая этот объектив на телекамере, нужно, как минимум, в 15 раз уменьшить количество проходящего через объектив света, чтобы не "сжечь" сенсор видикона. А понимая, что нужно иметь хотя бы 2-кратный запас по яркости до максимально возможного предела, световой поток следует уменьшить помимо 15, ещё в 2 раза, т.е. в 30 раз.

      Если НАСА утверждает (и даже демонстирирует схемы съёмки), что кадры «прямого репортажа с Луны» велись телекамерой Вестингауз с широкоугольным объективом (угол охвата 80°), (и если это так) то это означает только одно: уровень освещённости объектов во время съёмки был примерно в 30 раз меньше, чем в солнечный день. Если на Земле в солнечный день на открытой местности освещённость может доходить до 30-50 тысяч люкс, то уровень освещённости в 30 раз меньше - это 1-2 тысячи люкс. Это те уровни освещённости, которые обычно бывают в павильонах во время съёмок кинофильмов. Вот, например, рекомендации фирмы Кодак, при каком уровне освещённости следует экспонировать киноплёнку светочувуствительностью 200 единиц, чтобы выйти на значение диафрагмы 4 или 5,6 - это соответственно 1000 или 2000 люкс (рис.XXVII-42).  

 

 


Рис.XXVII-42. Рекомендованные Кодаком уровни освещённости в павильоне для киноплёнки чувствительностью 200 ASA.


     1-2 тысячи люкс - это типичное освещение павильона. Почему при этом мы упоминаем киноплёнку чувствительностью 200 едниц? Потому что примерно такой же чувствительности была киноплёнка в «лунной» экспедиции: 16-мм киноплёнка SO-368 имела чувствительность 160 едниц ASA.

    Из утверждения НАСА, что съёмка спуска  астронавта по лесенке производилась объективом с углом охвата 80°, следует  однозначный вывод: это возможно осуществить только в том случае, если освещённость на объекте в 30 раз меньше, чем в солнечный день. Говоря другими словами, использование широкоугольного объектива свидетельствует о том, что съёмка производилась в павильоне при низкой освещённости, не сравнимой с освещённостью в солнечный день.

  По данным из другого справочника НАСА - инструкции по эксплуатации лунной телекамеры, выпуск  - август 1968 г. (https://www.hq.nasa.gov/alsj/WEC-Lunar-Camera-Manual.pdf), - рис.XXVII-43  


  


Рис.XXVII-43. Титульный лист инструкции по эксплуатации лунной камеры.


условия использования широкоугольного объектива более жёсткие, разрешённый диапазон яркостей - от 0,15 до 90 фут-ламберт (рис.XXVII-44).



Рис.XXVII-44. Характеристики объективов.


   

Как можно представить яркость 90 фут-ламберт? Это 308 кд/м2. А вот это значение, 300 кд/м2, вы, наверное, не раз встречали. 200-300 кд/м2- это типичная яркость мониторов LCD. Бюджетные мониторы имеют яркость около 200 кд/м2 , более дорогие - выше 300 кд/м2

Так, например, экран моего Макинтоша на максимальной яркости достигал значения 11,7 EV, а это уже 416 кд/м2, или 121 фут-ламберт.




Рис.XXVII-45. Замер яркости монитора.

 

    А 90 фут-ламберт, яркость, которая упоминается в инструкции, как максимально допустимая (Max Scene Brightness) - это обычная яркость экрана сотового телефона. И вот такой уровень яркости является уже пределом, когда можно использовать широкоугольный объектив, сконструированный для съёмок внутри корабля. В связи с этим нам кажутся лживыми утверждения НАСА, что с помощью такого, широкоугольного объектива, снимались кадры на поверхности, освещённой солнцем. 

  Нам могут возразить, что астронавт, спускаясь по лесенке, находится в тени, что здесь уровень освещения ниже. Но такая "отмазка" не проходит. Ведь сзади, за астронавтом мы видим участок, ярко освещённый солнцем. Более того, актёры, спустившись по лесенке, выходят из тени, переносят телекамеру и оказываются на ярком свету (рис.XXVII-46):



   


Рис.XXVII-46. Астронавты на солнечном свету.


А для съёмок при ярком солнечном свете был изготовлен совсем другой объектив (Lunar Day). Он имел ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ относительное отверстие 1:4, об этом говорит значок "f/#" в таблице (рис.XXVII-47):  




Рис.XXVII-47. Геометрическое и эффективное относительное отверстие объектива Lunar Day.


   То есть визуально он выглядел как объектив со светосилой 1:4, но благодаря тому, что линзы объектива часть света задерживали (примерно 10-12%), действительное (эффективное) значение относительного отверстия становилось меньше, а из-за установленного серого фильтра коэффициент пропускания объектива становился ещё меньше, как будто бы на объективе была установлена диафрагма 1:60. Такое значение называется ЭФФЕКТИВНЫМ относительным отверстием и обозначается значком "T/#". С геометрической точки зрения диаметр диафрагмы "4" и "60" отличается в 15 раз, площадь круга при таких диаметрах будет отличаться в 152 = 225 раз. Другими словами, сами линзы и серый фильтр уменьшают световой поток в 225 раз. В этом значении примерно 10% уменьшения света приходится на стёкла объектива, а остальной эффект производит серый фильтр. Если мы вычтем 10% из значения "225", то получим, что серый фильтр был 200х-кратным.  Мы понимаем, что телекамера Вестингауз была очень чувствительной, и чтобы не повредить сенсор видикона во время съёмок при солнечном свете, в объектив под названием "лунный день" был вмонтирован серый фильтр, ослабляющий световой поток в 200 раз.

   Такого серого светофильтра не было в широкоугольном объективе. Он был предназаначен для съёмок при низких уровнях освещённости внутри командного модуля. Кроме того, говоря о широкоугольном объективе, мы не можем не обратить внимание ещё одно несоответствие, найденное нами. Если объектив с углом охвата 80° установить на то место, где указало НАСА, а это удаление на 2,8 метра от лесенки, то в том месте, где находится астронавт, объектив будет охватывать пространство высотой 2,82 м и шириной 3,76 м (рис.XXVII-48). 




Рис.XXVII-48. Пространство, охватываемое широкоугольным объективом с расстояния 2,8 метра.


  Зная, что длина лесенки - 1,7 метра, можно однозначно сказать, что она войдёт целиком в кадр. И границы кадра будут соответствовать зелёному прямоугольнику, а вовсе не тому охвату, что изобразило НАСА на рисунках в своих "мануалах" (см. рис.XXVII-49). 


  



Рис.XXVII-49. Рисунок из инструкции НАСА. 


   НАСА не только соврало с границами кадра, но ещё и астронавта на рисунке изобразило в виде карлика, рост которого вместе со скафандром не превышает 1,4 метра. Нижняя ступень, которая на фотографиях тренировок астронавтов была где-то на уровне колена, теперь располагается у середины фигуры карлика. Мы допускаем возможность, что в костюме астронавта был не карлик, а просто ребёнок. Такое вполне могло быть, поскольку в кинематографе были случаи, когда взрослых астронавтов изображали дети. Например, в фильме Ридли Скотта "Чужой" (1979 г.) есть кадр, когда три астронавта проходят мимо посадочной опоры космического корабля. Вместо взрослых астронавтов на общем плане в кадре поставили детей, чтобы по сравнению с их ростом детали космического корабля (опора звездолёта "Ностромо") казались гигантскими (рис.XXVII-49).





Рис.XXVII-49. Кадр из фильма "Чужой", 1979 г., где взрослых астронавтов заменили детьми.



     Выписка из Википедии:

Всего было сделано три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлёта от завода и приземления на планетоид (около 4 метров в длину — для крупных планов). 

    Единственной деталью корабля, которая была построена в натуральную величину, была посадочная опора, которую показывают крупным планом во время приземления «Ностромо» на планету ..., но чтобы показать её совсем гигантской, в сцене, где Даллас, Ламберт и Кейн проходят мимо опоры, были засняты трое детей (двое из них были сыновья Скотта Джейк и Люк) в уменьшенных копиях скафандров. Их же снимали и в некоторых сценах с Космическим Жокеем, чтобы также создать впечатление гигантских пространств.


   Самый главный вывод заключён в следующем: астронавт получился маленьким в кадре не потому, что расстояние до него было большое, и не потому, что использовалась сверхширокоугольная оптика, а просто потому, что у лунного модуля, изображая астронавта, топтался карлик в бутафорском скафандре.
    И знаменитая фраза Армстронга про "маленький шаг" в этом свете воспринимается уже не как гордость, а как сарказм: это один маленький шаг человека... That’s one small step for man...

   
И знаменитая фраза Армстронга про "маленький шаг" в этом свете воспринимается уже не как гордость, а как сарказм: это один маленький шаг человека... That’s one small step for man...


Конец главы 27. 



СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   

Глава 28

Количество показов: 2407
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»