www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

22.08.2019

Кто вместо Армстронга спускается по лесенке?

СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   


27. Глава XXVII


   

    Через три недели после полёта Аполлона-11, в Хьюстоне, в Центре пилотируемых полётов, 12 августа 1969 г. состоялась пресс-конференция Колинза, Олдрина и Армстронга, посвящённая полёту на Луну. По видеозаписи видно, что это очень странное зрелище. Такое ощущение, что астронавты находятся на траурной церемонии. В лицах нет ни радости первооткрывателей, ни гордости за страну, они выглядят виноватыми, и в глазах - скрытый испуг. Астронавты сильно переживают, нервно теребят пальцами, сдавливают одну руку другой, крутят авторучкой, двигают листы бумаги. Вот один зачем-то достал из портфеля толстую тетрадь, стал ёрзать на стуле, потирать мизинец на руке. Все трое скрестили пальцы на руках, сдавленно пытаются говорить. Во время речи Олдрина Армстронг стискивает скулы, сжимает губы и напряжённо смотрит в стол. Как написал один комментатор под видео: "Я видел более счастливых парней на похоронах" (riley long: "I've seen happier guys at a funeral.")
 
https://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=BI_ZehPOMwI


    Сейчас, по прошествии многих лет, нам понятна депрессия Армстронга. Ему всю пресс-конференцию пришлось лгать. Он не только не летал на "Аполлоне-11", взлёт которого был показан в прямом эфире, Армстронга даже не пустили на съёмочную площадку, где в павильоне снималась "высадка на Луну". Вместо него "Армстронга на Луне" изображал совершенно другой человек, маленького роста, который ничем не был похож на высокого голливудского красавца Армстронга.
 
 


Кто вместо Армстронга спускается по лесенке?




    Вот уже 50 лет прошло с того момента, когда  НАСА впервые продемонстрировало павильонные кадры, снятые якобы на Луне, где Армстронг по лесенке спускается на лунную поверхность. И чтобы зритель не сомневался, что этот едва различимый силуэт принадлежит Армстронгу, во время прямого эфира на мутном изображении появлялась надпись "ARMSTRONG ON MOON" - рис.XXVII-1: 





Рис.XXVII-1. Кадр из прямого эфира 1969 г.


     На самом деле никакого Армстронга в кадре не было, астронавта изображал совершенно другой человек, никому неизвестный актёр. Мы специально написали "совершенно другой", потому что тот, кто находился в кадре, даже силуэтом не был похож на Армстронга. Армстронг был высоким голливудским красавцем, а тот, кто спускался по лесенке и потом прыгал около лунного модуля, был маленьким человечком. Мы без труда вычислили его реальный рост. Мы даже удивились, почему такая очевидная вещь, сразу бросающаяся в глаза - очень маленький рост астронавта - до нас никем подробно не описана?  
     Определить рост актёра, который находился в кадре, было довольно легко, ведь там, в кадре, есть лесенка со ступенями, и размер этой лесенки, а заодно и шаг между ступенями легко вычисляется - достаточно потратить всего несколько минут.  
     В архиве НАСА есть много фотографий, где астронавты миссии "Аполлон-11", Армстронг и Олдрин тренируются около лунного модуля и держатся руками за лесенку почти так же,  как и на историческом видео. Стоит упомянуть, что Армстронг и Олдрин - люди очень высокие, но примерно одного роста, соответственно 180 см и 178 см.
     Когда Армстронг стоит в чаше лунной опоры, то первая ступенька лестницы находится на уровне его колена (рис.XXVII-2): 




Рис.XXVII-2. Астронавт Армстронг у лесенки лунного модуля (S69-31235).

   
     Вид с другой стороны, нижняя ступень где-то около колена Армстронга (рис.XXVII-3).





Рис.XXVII-3. Армстронг рядом с лесенкой лунного модуля во время тренировки (S69-32246).


    К тому же, Армстронг легко может закинуть ногу на первую ступень лестницы (рис.XXVII-4). 






  Рис.XXVII-4. Армстронг у лесенки ЛМ.


         Но совем иное дело -  фотографии якобы с Луны. На этих фотографиях около лесенки лунного модуля стоит "некто", и мы видим, что первая ступенька находится на уровне его пояса (рис.XXVII-5, слева). Вполне возможно, что опора (нога) лунного модуля просела меньше, чем на Земле, за счёт менее сильного срабатывания амортизатора, и первая ступенька стала чуть выше. Но также возможен вариант, что на лунном снимке спиной к нам стоит не тот астронавт, которого мы видели на тренировках в космическом центре, и этот другой, "лунный астронавт", совсем другого роста.





Рис.XXVII-5. Сильное различие в росте астронавтов относительно ступеней лестницы, на лунных снимках (AS11-40-5869) и на тренировочных снимках (ap11-S69-31042) .


  
     Поскольку мы видим только спину астронавта, мы не можем его идентифицировать (согласно легенде НАСА, на фотографии должен быть Олдрин), но можем отметить, что "лунный" астронавт как будто стал значительно ниже ростом. Чтобы объективно оценить рост "лунного" астронавта, его необходимо сравнить с теми элементами лунного модуля, которые в лунных и земных условиях одинаковы. Таким элементом является лесенка и расстояние между ступенями.
     Вначале определим полную высоту астронавта в скафандре в земных условиях: к его реальному росту мы должны прибавить, во-первых, высоту шлема над головой. По фотографиям видно, что "шлем-аквариум" надевается так, что над головой  образуется свободное пространство высотой около 7-9 см (рис.XXVII-6 и рис.XXVII-7). 





Рис.XXVII-6. В шлеме над головой - свободное пространство, на фото - Олдрин.





Рис.XXVII-7. В шлеме над головой - свободное пространство 7-9 см, на фото - Армстронг.


     Над этим "шлемом-аквариумом" крепится фильтр от солнца и сверху защитная ткань (ещё дополнительно не менее 3 см). Вот три фотографии, на которых видно, как опускаются светофильтры от солнца (рис.XXVII-8):





Рис.XXVII-8. Поверх "шлема-аквариума" крепится фильтр от солнца.

    
    Таким образом, реальный рост Олдрина в скафандре должен быть не менее 195 см: собственный рост 178 см + высота шлема над головой и светофильтры (не менее 12 см) + высота подошвы гермокостюма (2-3 см) + толщина лунных калош  (как минимум 3 см - см.рис.XXVII-9).





Рис.XXVII-9. Лунные калоши.


   А рост Армстронга в скафандре должен быть не менее 197 см, ведь он выше Олдрина на 2 см. Таким образом, рост астронавтов в скафандре должен быть около 2 метров (195-197 см).
   Попробуем рассчитать высоту астронавта другим способом. За спиной у астронавта висит ранец жизнеобеспечения (PLSS), а над ним - система продувки кислородa (OPS), их размеры точно известны. Так, по данным НАСА, верхняя часть ранца имеет высоту 26 см, а нижняя часть - 66 см.

https://www.hq.nasa.gov/alsj/LM15_Portable_Life_Support_System_ppP1-5.pdf


   Эти два отсека не плотно прилегают друг к другу, между ними есть зазор примерно в 1 см. Итого высота всего ранца составляет 93 см.
Относительно высоты этого ранца по фотографии рассчитывается высота Армстронга в скафандре. Правая нога у него выпрямлена, он стоит вертикально, и в целом получается 195 см (рис.XXVII-10). Если Армстронг встанет совсем ровно, будет выше 197 см, почти 2 метра.




    
Рис.XXVII-10. Высота астронавта и высота ранца.


     Астронавт находится в одной плоскости с лесенкой, отсюда нетрудно определить её длину и расстояние между ступеньками. Шаг ступенек получается 21 ± 1 см, а вся лестница оказывается длиной 1,7 метра. Это меньше, чем рост астронавта в скафандре.
   Если взять фотографию, где Армстронг стоит у лесенки, её номер по каталогу ap11-S69-32246 (рис.XXVII-11, слева), и с помощью графического редактора передвинуть лесенку так, чтобы ступня астронавта оказалась бы на первой, самой нижней ступени, то самая верхняя, 9-я ступень, окажется либо на уровне подбородка, либо где-то на уровне верхней части плеча (рис.XXVII-11, справа). Рост астронавта в скафандре больше, чем длина лестницы примерно на 25-30 см.





Рис.XXVII-11. С помощью графического редактора лесенка передвинута под ноги Армстронга.


    Но в Музее воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне манекен астронавта в скафандре соизмерим с длиной лестницы (и даже чуть меньше), а длина лестницы - 1,7 метра. Когда манекен астронавта стоит ногой на самой нижней ступени (рис.XXVII-12), то верх шлема даже не достаёт до верха лестницы. 


    


Рис.XXVII-12. Астронавт (манекен) меньше длины лесенки. Нога стоит на 1-й ступени.


На укрупнении видно, что верх шлема лишь чуть-чуть заходит за 8-ю ступень и не достаёт до верхней, 9-й ступени (рис.XXVII-13). 




Рис.XXVII-13. Верх шлема находится на уровне 8-й ступеньки.


     Эти фотографии заставляют предположить, что в музее около лунного модуля изображены не Армстронг и не Олдрин, а некие астронавты, рост которых в скафандре не превышает 170 см. А у Армстронга и Олдрина рост в скафандрах должен быть 195-200 см. Значит "музейные" астронавты ниже реальных прототипов примерно на 30 см. 

   То, что музейные астронавты очень низкого роста, видно по сравнению с посетителями, находящимися вокруг. При этом лунный модуль выполнен в масштабе 1:1. Если бы в музее в таком же масштабе, 1:1, на лесенке лунного модуля была установлена фигурка Армстронга, то она была бы на голову выше установленных манекенов - рис.XXVII-14:





Рис.XXVII-14. Фотография из музея. Дополнительно в графическом редакторе на лесенку установлена фигурка Армстронга.


Вот как выглядел бы прототип Армстронга в музее, когда оба астронавта (манекен и настоящий человек) стоят на одной и той же нижней ступени - рис.XXVII-15:





Рис.XXVIII-15. Фотография из музея. Дополнительно в графическом редакторе на лесенку установлена фигурка Армстронга.


     И вот теперь осталось определить рост астронавта на историческом видео от 20 июля 1969 года (рис.XXVII-16), когда астронавт впервые ступает на "лунную" поверхность. 



 

Рис.XXVII-16. Кадр из телевизионного репортажа 1969 г. (кадр отреставрирован).



    Поскольку в кадре хорошо читаются ступени, а расстояние между ними известно, то отсюда легко просчитывается рост карлика. У нас получилось 125-130 см. Вместе со скафандром.
    Для убедительности мы сделали визуальное сравнение. Среди тренировочных кадров астронавтов мы нашли похожий по ракурсу и высоте съёмки фотокадр Армстронга рядом с лесенкой (номер по каталогу s69-31042). Для удобства сравнения с чёрно-белым телевизионным "лунным" кадром, мы его отзеркалили (рис.XXVII-17).



 

Рис.XXVII-17. Армстронг около лесенки на тренировке (слева) и зеркальная копия кадра (справа).


    Теперь зеркальный кадр (рис.XXVII-17, справа) очень похож на кадр из телевизионного репортажа (рис.XXVII-16). Некоторое отличие по наклону лесенки возникло из-за того, что телекамера для "лунной эпопеи" была наклонена относительно линии горизонта (рис.XXVII-18, рис.XXVII-19):





Рис.XXVII-18. Телекамера размещена на наклонной платформе с отклонением от линии горизонта.





Рис.XXVII-19. Место размещения телекамеры (обведено синей окружностью).



     Из-за этого линия горизонта оказалась наклонена примерно на 12° (рис.XXVII-20):




 
Рис.XXVII-20. Линия горизонта оказалась наклонена под углом 12°.


   Теперь два кадра, Армстронг на Земле и Армстронг на Луне - рис.XXVII-20 и рис.XXVII-17 (правый снимок) совмещаем так, чтобы совпали перекладины лестницы. При совпадении ступеней лестницы следует, что астронавт на телекадре (как бы на Луне) и астронавт в фотокадре (на Земле) изображены в одном и том же масштабе (рис.XXVII-21).
  




Рис.XXVII-21. Примерно так по размеру выглядит "лунный" Армстронг в телевизионном репортаже (черно-белая часть снимка) относительно "земного" Армстронга.


     Мы выполнили сравнение и по другой паре снимков. Здесь (рис.XXVII-22) астронавт виден во весь рост с ногами, и правая нога стоит на нижней ступени. Зная, что два пролёта между ступенями это 42 см (по линии, параллельной лестнице), можно определить рост "лунного астронавта". Оказалось, что рост от верха шлема до пятки - примерно 130 см. Верх шлема при этом находится на середине между 7-й и 8-й ступенью. Напомню, что музее Аэронавтики верх шлема манекена, изображающего астронавта, находился между 8 и 9 ступенью.




Рис.XXVII-22. Астронавт в телевизионном репортаже (изображение отреставрировано) выглядит карликом.


    Для объективного сравнения астронавтов мы совместили обе фотографии по линии, проходящей через середину ступеней лестницы (рис.XXVII-23). При этом совпали 5 ступеней и пятки левой ноги. Поэтому здесь сравнения должны быть более точными.






Рис.XXVII-23. Сравнение по росту реального Армстронга (цветное изображение) и "лунного астронавта" (чёрно-белое изображение). Оба астронавта правой ногой стоят на нижней ступени. На двух снимках совмещены, как минимум 5 хорошо различимых ступеней лестницы.


     Вывод однозначен: на знаменитых исторических телекадрах "прямого репортажа с Луны" от 20 июля 1969 года по лесенке лунного модуля спускается не реальный астронавт, а карлик, на которого надет уменьшенный в размерах скафандр. И вот такой миниатюрный карлик, рост которого без скафандра примерно 120 см, а со скафандром - около 130 см (рис.XXVII-24), в течение 50 лет выдаётся НАСА за Армстронга.





Рис.XXVII-24. Съёмка астронавта-манекена невысокого роста в павильоне.
 
   
    Помимо роста астронавта, в кадрах телевизионного репортажа 1969 года есть ещё и другие несоответствия с официальной версией НАСА. Зная, что расстояние от лесенки до телекамеры не очень большое (рис.XXVII-25), всего 2,8 метра, - как удалось получить такой общий план спуска астронавта по лесенке, что астронавт виден во весь рост и над ним ещё остаётся большое пространство (см. рис.XXVII-16)?





Рис.XXVII-25. Расположение телекамеры на ЛМ (обведено синей окружностью).


    В 60-е годы ХХ века на телекамерах редко использовались такие широкоугольные объективы, к которым мы привыкли сейчас. На телекамерах, так же, как и на фотоаппаратах, устанавливался "нормальный" штатный объектив с углом охвата 30-40°. А в телерепортаже с так называемой Луны мы видим кадр, снятый телекамерой с небольшого расстояния, а двухметровый человек (рост Армстронга в скафандре) выглядит так, как будто снят издалека, метров с пяти, или как будто на телекамере установлен сверхширокоугольный объектив. Фигура видна во весь рост, и над его головой пространство по высоте такое, что там мог бы разместиться ещё один астронавт (см.рис.XXVII-16). Обычно, чтобы сделать такой общий план, фотографу требуется отойти метров на пять, т.е. к другой опоре (см.рис.XXVII-25). Именно так поступали фотографы, когда снимали астронавтов на тренировках (рис.XXVII-26):





Рис.XXVII-26. Фотограф снимал этот кадр (S69-31045), находясь около другой опоры.


Согласно НАСА, съёмка на Луне производилась телекамерой Вестингауз (Lunar television camera for Apollo 11, Westinghouse). 
Телекамеру, точно такую же модель, можно видеть в музее аэронавтики и воздухоплавания в Вашингтоне (рис.XXVII-27). 





Рис.XXVII-27.  "Лунная" телекамера Вестингауз в музее. 
 
  
     Согласно данным НАСА, размещённым на официальном сайте (https://www.hq.nasa.gov/alsj/WEC-Engineer-3-1968.pdf), для съёмок днём на лунной поверхности на телекамеру был установлен объектив с углом поля зрения 30° (рис.XXVII-28 и рис.XXVII-29).




Рис.XXVII-28. Характеристики объективов к "лунной" телекамере. Красным цветом обведён объектив для съёмок при дневном свете (при свете Солнца).



Рис.XXVII-29. Четыре объектива к телекамере Вестингауз. Объектив с надписью DAY («день») обведён красной окружностью.


   Зная, что расстояние от крепления телекамеры (точка А) до середины лестницы примерно 2,8 метра (рис.XXVII-30), а до середины чаши опоры – около 3 метров, можно определить, какое пространство должен охватить такой объектив в плоскости лесенки. 

    


Рис.XXVII-30. Расстояние от лесенки до телекамеры.


Это -  1,6 метра по ширине и 1,2 метра по высоте, прямоугольник с соотношением сторон 4:3 (рис.XXVII-31). 






Рис.XXVII-31. Пространство, охватываемое объективом с расстояния 3 метра.

   
    В других справочных таблицах по "лунным" объективам упоминается угол охвата 35° (см., например, рис.XVII-44), это угол по диагонали (Diagonal Field of View).

    В районе лесенки телекамера должна показать участок высотой 1,2 метра. Понятно, что астронавт с ростом в скафандре 1,95-1,97 м не войдет в кадр целиком. В кадр вместится чуть больше половины астронавта. Так должно быть по расчётам.
    Но на снимке мы видим, что астронавт входит целиком. Зная размер лесенки и расстояние между ступенями (две пролёта между ступенями - это 42 см), можно определить, что в плоскости лестницы охват идёт по высоте около 1,93 м вместо 1,2 м - рис.XXVII-32.

   





Рис.XXVII-32. Кадр телерепортажа.

   

     Либо съёмка телевизионного репортажа велась с другого, бóльшего расстояния, либо на телекамере был установлен не заявленный НАСА "нормальный" объектив (с углом охвата 30°), а какой-то другой, более широкоугольный объектив. Если при съёмке использовать объектив с углом охвата 30°, то тогда телекамеру придётся отодвинуть дальше, примерно на 4,8 метра - это точка Б на схеме лунного модуля (рис.XXVII-30). Но это не соответствует информации НАСА о месте крепления телекамеры. Однако из того факта, что НАСА указало, где находилась телекамера, ещё не следует, что телекамера находилась именно там, ведь всё в миссиях «Аполлон» построено на недостоверной информации.

     Может быть, применялся другой, более широкоугольный объектив для съёмки кадра спуска по лесенке? Такой объектив, с углом охвата по диагонали 80° есть в комплекте к телекамере (см. таблицу рис.XXVII-28 и рис.XXVII-29).

     В одном из документов НАСА, «Аполло 11, план действий на лунной поверхности» (рис.XXVII-33),  на странице 18 приводится рисунок – поле охвата для широкоугольного объектива 80°. Это угол охвата по диагонали, а в горизонтальной плоскости такой угол будет соответствовать примерно 70° (рис.XXVII-34).

 

 

 

Рис.XXVII-33. Документ НАСА о плане действий на лунной поверхности.

 

 

 


Рис.XXVII-34. Поле охвата по горизонтали для широкоугольного объектива.

 

    Казалось бы, ответ найден, и он прост – при съёмке на так называемой Луне использовался сверхширокоугольный объектив с углом охвата по диагонали 80° или это примерно 70° по горизонтали (точнее, 68°). Но это – обманчивый вывод. Если бы съёмка действительно проводилась на Луне, такой объектив не мог быть использован. И вот почему.

     Давайте рассмотрим в таблице из документа НАСА характеристики этого объектива. Мы обращали внимание вначале только на ту колонку, где указан угол поля зрения объектива, а теперь давайте разберёмся, о чём говорят другие колонки.

     В первую очередь следует отметить, что широкоугольный объектив предназначен исключительно для съёмок внутри космического корабля (в таблице указано - Spacecraft Interior), и он имеет светосилу 5 (Lens T-Number). А вот объектив для съёмок при солнечном свете имеет светосилу, эквивалентную значению диафрагмы 1:60. "60" – это эффективное, т.е. действительное значение, оно учитывает помимо реальной светосилы объектива ещё и встроенный светофильтр, уменьшающий световой поток. Сноска со звёздочкой под таблицей как раз говорит об этом: “T-number is the combination of f-number and the effects of filtering” (рис.XXVII-35).

 

 


Рис.XXVII-35. Характеристики четырёх объективов, самая правая колонка – светосила.

 

     Другими словами,  для солнечного дня (а на Луне днём светит Солнце), должен использоваться объектив с  вмонтированным нейтрально-серым светофильтром. На оправе этого объектива есть отметка «день» (DAY). 

    Стоит отметить, что чувствительность видеокамер (даже без дополнительного усиления) довольно высока (800-1000 единиц в пересчёте на ASA). Этого достаточно, чтобы снимать в помещении (в интерьере) без дополнительной подсветки. Но эта чувствительность слишком высока, чтобы снимать ясным днём на улице. Поэтому в яркий солнечный день в объектив (или в пространство между объективом и матрицей на современных видеокамерах) вводят нейтрально серые фильтры, уменьшающие световой поток. Такие светофильтры обязательно устанавливаются на всех современных видеокамерах, и в солнечную погоду используют нейтрально-серый светофильтр, уменьшающий световой поток в 64 раза, обозначается такой фильтр как 1/64 (рис.XXVII-36).

 


Рис.XXVII-36. Блок установки нейтрально-серых фильтра для ярких объектов и для солнечной погоды на современной видеокамере (ND – neutral density, нейтральная плотность).

 

    Так вот, НАЧАЛЬНОЕ значение диафрагмы (светосила) объектива с отметкой “DAY” эквивалентно значению 1:60, это очень близко к стандартному значению 1:64. А при дальнейшем диафрагмировании такого объектива получаются значения, как если бы устанавливались диафрагмы, эквивалентые 1:90, 1:128 и т.д.. В солнечную погоду приходится очень сильно диафрагмировать объектив, сильно задерживать световой поток. А вот широкоугольный объектив из комплекта телекамеры Вестингауз имеет светосилу 1:5, т.е. это примерно посередине между стандартными значениями 4 и 5,6  (рис.XXVII-37).

 



Рис.XXVII-37. Шкала стандартных значений диафрагм.

 

     Если ДИАМЕТР входного отверстия в численном выражении меняется в 2 раза (например, от значения диафрагмы 2,8 до 5,6), то ПЛОЩАДЬ круга (входного отверстия) меняется в 4 раза (2 в квадрате), соответственно в 4 раза изменяется количество проходящего света.

     Значение светосилы объектива для лунной натуры  "60", отличается от значения "5" (объектив для интерьера) в 12 раз, это значит, что пропускная способность таких объективов отличается в 122, т.е. в 144 раза. 

    Другими словами говоря, каждый объектив в комплекте телекамеры приспособлен для вполне конкретных условий освещения. Для интерьера внутри корабля (Spacecraft Interior), где мало света – это объектив со светосилой 5, для ночных съёмок (Lunar Surface Night) – сверхсветосильная оптика со значением 1,15, а для солнечного дня (Lunar Surface Day) – объектив со встроенным нейтрально серым фильтром и результирующей светосилой 1:60. Об этом нам говорит крайняя правая колонка таблицы (рис.XXVII-35).

     А первая колонка, идущая после названия области применения, указывает на те уровни яркости (Light Level) в фут-ламбертах (ft-lamberts), на которые рассчитаны объективы. И мы не можем пройти мимо этих значений, не обсудив их. 

    Какие же яркости мы увидим на Луне в солнечный день? Например, какова должна быть яркость белых скафандров на Луне? Для этого замерим вначале яркость белых объектов на Земле в солнечный день. Воспользуемся яркомером  «Асахи-Пентакс», с которым работают на профессиональных киностудиях (рис.XXVII-38).     

     

 


 

 

Рис.XXVII-38. Точечный яркомер "Асахи-Пентакс". 

 


   Этот яркомер иногда называют спотметром, поскольку угол замера всего 1° - круглое пятнышко в центре кадра. Белые облака, освещённые солнцем – это 16 канал яркости, 16  EV (Exposure Value) - рис.XXVII-39.

 

 

 

 

Рис.XXVII-39. Замер яркости белого объекта, вид через яркомер.



Белая рубашка, освещённая солнцем - это 16,6 EV - рис.XXVII-40.




Рис.XXVII-40. Замер яркости белой рубашки, освещённой солнцем.



    Можно перевести показания прибора из единиц EV в стандартные единицы яркости - канделы с квадратного метра. Однако в США вместо «метров» пользуются «футами», вместо «кандел с квардатного метра» для оценки яркости используют «фут-ламберты».

Поэтому с помощью калькулятора-конвертера (https://www.translatorscafe.com/unit-converter/RU/luminance/10-1/) или с помощью таблицы (рис.XXVII-41) переводим показания яркомера сразу в фут-ламберты.

 



Рис.XXVII-41. Таблица перевода экспозиционного числа  (EV) в значения яркости.



     Яркость белой рубашки, освещённой солнцем, 16,6 EV - это 3 630 фут-Лб. Яркость объектов на Луне будет примерно в 1,3-1,4 раза выше, чем на Земле: земная атмосфера часть солнечного света рассеивает и поглощает. Следовательно, на Луне самые яркие белые объекты будут иметь яркость на 30-40% выше, т.е. около 5 000 фут-Лб. 

    Объектив телекамеры Вестингауз с отметкой «лунная поверхность - день» («DAY») может работать в интервале яркостей (смотрим таблицу, рис.XXVII-35) в пределах от 20 до 12 600 фут-ламберт (в кадре могут быть как очень тёмные объекты, так и очень светлые). Максимально допустимое значение яркости при этом - 12 600 фут-Лб - в 2,5 раза выше типичной яркости белых объектов (5 000 фут-Лб) – это запас «прочности» по яркости, чтобы белые объекты не уходили в перемодуляцию (в пересвет) и, что самое главное, чтобы не повредить сенсор видикона телекамеры слишком высокой яркостью. Таковы характеристики объектива с углом охвата 30°.

   Теперь рассмотрим характеристики сверхширокоугольного объектива из комплекта Вестингауз. Он рассчитан совершенно на другой диапазон яркостей – от 0,5 до 300 фут-ламберт (см. таблицу рис.XXVII-35).

   Как же снимать таким объективом в солнечный день, если верхний допустимый предел для этого объектива 300 фут-ламберт, а в кадре находятся объекты (белый скафандр, освещённый солнцем) 5 тысяч фут-ламберт? При использовании этого объектива в солнечный день, мы увидим на мониторе белый экран в пересвете. К тому же есть опасность "сжечь" сенсор видикона. Если максимально допустимая яркость 300 фут-Лб - предел, то типично белые объекты не должны быть ярче 120-150 фут-Лб (чтоб оставался "запас прочности"). А значение яркости белого скафандра 5000 фут-Лб, примерно в 30-40 раз выше 120-150 фут-Лб. 

      Если допустить, что съёмка «прямого репортажа с Луны» велась телекамерой Вестингауз с широкоугольным объективом, то это означает только одно: уровень освещённости объектов во время съёмки был примерно в 30-40 раз меньше, чем в солнечный день. Если на Земле в солнечный день на открытой местности освещённость может доходить до 30-50 тысяч люкс, то уровень освещённости в 30 раз меньше - это 1-2 тысячи люкс. Это те уровни освещённости, которые обычно бывают в павильонах во время съёмок кинофильмов.

     Вот, например, рекомендации фирмы Кодак, при каком уровне освещённости следует экспонировать киноплёнку светочувуствительностью 200 единиц, чтобы выйти на значение диафрагмы 4 или 5,6. Это соответственно 1000 или 2000 люкс (рис.XXVII-42).  


 

 


Рис.XXVII-42. Рекомендованные Кодаком уровни освещённости в павильоне для киноплёнки чувствительностью 200 ASA.


    Уровень 1-2 тысячи люкс - это типичное освещение кинопавильона. Почему при этом мы упоминаем киноплёнку чувствительностью 200 едниц? Потому что примерно такой же чувствительности была киноплёнка в «лунной» экспедиции: 16-мм киноплёнка SO-368 имела чувствительность 160 едниц ASA. Чтобы снимать на такую киноплёнку, необходима освещённость, как минимум, 1-2 тысячи люкс. Поэтому, вполне возможно, что на самом деле "прямой эфир с Луны" снимался в павильоне именно при таком уровне освещённости, около 2000 люкс, т.е. при уровне, примерно в 30 раз ниже, чем при солнечном свете на Земле.  

    Чтобы снимать объективом "DAY" с углом охвата 30°, необходима очень высокая освещённость, ведь внутри объектива установлен серый фильтр, уменьшающий световой поток примерно в 140 раз. Освещённость на поверхности Луны в солнечный день может достигать 100 тысяч люкс. Повторить такую освещённость в павильоне просто нереально. Вполне возможно, что съёмка "прямого эфира" производилась совсем другой съёмочной камерой, а не телекамерой  Вестингауз (Lunar television camera for Apollo 11, Westinghouse). Или на телекамере Вестингауз был установлен широкоугольный объектив. Но использование на телекамере  широкоугольного объектива в свою очередь свидетельствует о том, что съёмка производилась в павильоне при сравнительно низкой освещённости, не сравнимой с освещённостью в солнечный день.

  По данным из другого справочника НАСА - инструкции по эксплуатации лунной телекамеры, выпуск  - август 1968 г. (https://www.hq.nasa.gov/alsj/WEC-Lunar-Camera-Manual.pdf), - рис.XXVII-43  


  


Рис.XXVII-43. Титульный лист инструкции по эксплуатации лунной камеры.



условия использования широкоугольного объектива более жёсткие, разрешённый диапазон яркостей - от 0,15 до 90 фут-ламберт (рис.XXVII-44).




Рис.XXVII-44. Характеристики объективов. Красной линией подчёркнут диапазон яркостей для широкоугольного объектива.

  

    Как можно представить яркость 90 фут-ламберт? Это 308 кд/м2. А вот это значение, 300 кд/м2, вы, наверное, не раз встречали - это типичная яркость мониторов LCD. Бюджетные мониторы имеют яркость 200-300 кд/м2 , более дорогие - выше 300 кд/м2

Так, например, экран моего Макинтоша на максимальной яркости достигал значения 11,7 EV, это 416 кд/м2, или 121 фут-ламберт.





Рис.XXVII-45. Замер яркости монитора.

 


   А 90 фут-ламберт, яркость, которая упоминается в инструкции, как максимально допустимая (Max Scene Brightness) - это обычная яркость экрана сотового телефона.  

  И вот такой уровень яркости является уже пределом, когда можно использовать широкоугольный объектив, сконструированный для съёмок внутри корабля. И такой объектив совершенно невозможно использовать в солнечную погоду.

   Кроме того, говоря о широкоугольном объективе, мы не можем не обратить внимание ещё одно несоответствие, найденное нами. Если объектив с углом охвата по диагонали 80° установить на то место, где указало НАСА, а это удаление на 2,8 метра от лесенки, то в том месте, где находится астронавт, объектив будет охватывать пространство высотой 2,82 м и шириной 3,76 м (рис.XXVII-46). 

 



Рис.XXVII-46. Пространство, охватываемое широкоугольным объективом с расстояния 2,8 метра.


    Зная, что длина лесенки - 1,7 метра, можно однозначно сказать, что она войдёт целиком в кадр. И границы кадра будут соответствовать зелёному прямоугольнику, а вовсе не тому охвату, что изобразило НАСА на рисунках в своих «мануалах» (см. рис.XXVII-47). 


  



Рис.XXVII-47. Рисунок из инструкции НАСА. Зелёная рамка (добавленная нами) - таким должен быть охват пространства в случае использования широкоугольного объектива. Синяя рамка – границы кадра для объектива «День» («DAY»).



    Синий прямоугольник на рисунке - это границы кадра для объектива с углом охвата 30°. НАСА не только неправильно указало границы кадра, но ещё и астронавта на рисунке изобразило в виде карлика, рост которого вместе со скафандром не превышает 1,4 метра. Нижняя ступень, которая на фотографиях тренировок астронавтов была где-то на уровне колена, теперь располагается у середины фигуры карлика. Мы допускаем возможность, что в костюме астронавта был не карлик, а просто ребёнок. Такое вполне могло быть, поскольку в кинематографе были случаи, когда взрослых астронавтов изображали дети. Например, в фильме Ридли Скотта "Чужой" (1979 г.) есть кадр, когда три астронавта проходят мимо посадочной опоры космического корабля. Вместо взрослых астронавтов на общем плане в кадре поставили детей, чтобы по сравнению с их ростом детали космического корабля (опора звездолёта "Ностромо") казались гигантскими (рис.XXVII-48).





Рис.XXVII-48. Кадр из фильма "Чужой", 1979 г., где взрослых астронавтов заменили детьми.



     Выписка из Википедии:

Всего было сделано три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлёта от завода и приземления на планетоид (около 4 метров в длину — для крупных планов). 

    Единственной деталью корабля, которая была построена в натуральную величину, была посадочная опора, которую показывают крупным планом во время приземления «Ностромо» на планету ..., но чтобы показать её совсем гигантской, в сцене, где Даллас, Ламберт и Кейн проходят мимо опоры, были засняты трое детей (двое из них были сыновья Скотта Джейк и Люк) в уменьшенных копиях скафандров. Их же снимали и в некоторых сценах с Космическим Жокеем (инопланетным пилотом - Л.К.), чтобы также создать впечатление гигантских пространств.


     Есть ещё одно обстоятельство, которое однозначно свидетельствует о том, что спуск астронавта по лесенке снимался в павильоне с использованием бутафории - вместо лунного модуля было использовано павильонное  сооружение, не имеющее ничего общего с реальным модулем. А лесенка, по которой спускался карлик, не была даже прикреплена к лунному модулю - это было отдельное бутафорское изделие. 

      Дело в том, что на реальной лестнице не удалось снять кадры, в которых создавалась иллюзия слабой «лунной» гравитации. Опора лунного модуля, к которой была приварена лестница, располагалась под углом 30° к вертикали (рис.XXVII-49).

 

  


Рис.XXVII-49.  Угол между опорой лунного модуля и вертикалью составляет 30°.

 


   И астронавту приходилось спускаться по лестнице на четвереньках, примерно так, как это изобразил художник  в "Apollo operations handbook. Lunar module." (рис.XXVII-50).

 

 

Рис.XXVII-50. Так представляли себе спуск по лестнице работники НАСА. Рисунок из справочника Груммана (разработчика лунного модуля).

 

    Хотя ранец за спиной был бутафорский, он всё равно придавливал астронавта к лестнице, отчего астронавт на первых пробах был похож на ползущую черепаху. При этом сразу выдавалось земное притяжение. И тогда, для создания лёгкости спуска, было принято чисто «кинематографическое» решение. Лестницу отсоединили от лунного модуля и поставили её вертикально, а актёра подвесили на  тросе. И в таком случае астронавт уже не прижимался к лестнице, он "легко" спускался по вертикали сверху вниз. Кроме того, потянув за трос вверх, можно было создать ощущение, что астронавт в тяжёлом скафандре легко подпрыгивает вверх по ступенькам, скользит вдоль лестницы, и при этом у него свободно болтаются "в воздухе" две ноги (рис.XXVII-51). 





Рис.51 (gif). Астронавта тянут вверх на тросе.


     А теперь представьте, как будет выглядеть этот прыжок вверх вдоль лестницы, если съёмка будет производиться без наклона съёмочной камеры и на реальной лестнице лунного модуля. Вот перед вами снимок AS11-40-5869, который мы повернули, чтобы линия горизонта стала такой, какой она должна быть, горизонтальной (рис.XXVII-52). 





Рис.XXVII-52. Снимок AS11-40-5869 выровнен по линии горизонта.


    Астронавт, спустившись по лестнице вниз и встав на чашу опоры, решает подпрыгнуть вверх, вдоль лестницы. Но "вверх" - это не вертикально вверх, а вперёд по диагонали, под углом 60° к горизонту. Он подтягивается на руках, ноги отрываются от чаши опоры и повисают в воздухе. И пока астронавт держится руками за лестницу, ДВЕ ноги висят в воздухе параллельно лестнице, т.е. под углом 60° к горизонту и несколько секунд свободно болтаются (рис.XXVII-53).





Рис.XXVII-53. Две ноги астронавта (правый кадр) несколько секунд болтаются в воздухе.


   У нас нет сомнений в том, что астронавт в этот момент просто висит на тросе, и его болтает из стороны в стороны. И тянут его не по диагонали, под углом 60° к горизонту, как должно было бы быть, а поднимают вертикально вверх. А чтобы создать иллюзию слабого лунного тяготения, относительно линии горизонта поворачивают съёмочную телекамеру и лестницу. Такие приёмы в кино давно отработаны.  

   Далее, в телевизионном репортаже «прямого эфира с Луны», мы видим, что астронавт отходит от лестницы. Его фигура располагается вертикально, хотя линия горизонта наклонена (рис.XXVII-54).


 


 

Рис.XXVII-54. Астронавт отошёл от лесенки. 


     Если выровнять такой кадр по линии горизонта, то получится абсурд: астронавт идёт под углом к вертикальной линии, и он непременно должен упасть, потому что центр тяжести выходит за линию опор ног (рис.XXVII-55).

 

 


 

Рис.XXVII-55. При ровной линии горизонта астронавт оказывается идущим под углом к вертикали (красная линия), а центр тяжести выходит за линию опор ног (зелёная линия).

 

    Но астронавт ходит и не падает, значит, актёр на самом деле на рис.XXVII-54 стоит вертикально, и камера во время съёмки этого эпизода не наклонена ни влево ни вправо. Относительно вертикали наклонена... только лестница. Наклонить астронавта относительно вертикали не получится - он упадёт, а вот наклонить лестницу - элементарно просто.Чтобы получить примерно одинаковый угол наклона стоящего астронавта и лестницы, а они почти параллельны в телевизионном репортаже, разница менее 10°, лунный модуль необходимо сильно наклонить (рис.XXVII-56).




 

Рис.XXVII-56. Только при таком наклоне лунного модуля удастся получить кадр, как в телевизионном репортаже.

 

      Конечно, многотонный лунный модуль не сможет устоять в таком наклонном положении, тем более, что никакого крутого холма под его опорами не видно. На самом деле лунный модуль не наклоняли, просто для съёмок «прямого репортажа с Луны» от лунного модуля отсоединили опору с лестницей и наклонили только её (эта часть обведена на рисунке). Зачем наклонять весь лунный модуль, если его не видно? В кадре только лестница, вот только лестницу и наклонили.

   Соответственно на фоне, в нескольких метрах от ЛМ, провели не горизонтальную, а наклонную линию горизонта.  

   Итак, никакого исторического спуска Армстронга по лесенке на лунную поверхность не было, и даже самого Армстронга в кадре "прямого репортажа с Луны" не было вообще. Весь эпизод снимался в павильоне с применением бутафории и подставных актёров. Для того, чтобы создать ощущение лёгкости спуска и подъёма, актёр был подвешен на тросе, а лесенка с опорой была отделена от лунного модуля и поставлена в кадр отдельно от модуля и почти вертикально (вместо угла наклона в 30°). Роль Армстронга исполнял карлик, рост которого (120-130 см) был в полтора раза меньше реального астронавта (180 см). Соответственно на маленького актёра был надет маленький бутафорский скафандр. 

        

    И знаменитая фраза Армстронга про "маленький шаг" в этом свете воспринимается уже не как гордость, а как сарказм: это один маленький шаг человека... That’s one small step for man...



Конец главы 27. 



СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   

Глава 28

Количество показов: 3404
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»