www.LeonidKonovalov.ru | Леонид Коновалов главная ::> новости ::> форум ::> контакт ::> карта сайта ::> добавить в избранное ::> поиск ::>
Космос | Луна

Луна


комментировать материал | весь архив раздела | версия для печати

13.01.2019

ТЕХНОЛОГИИ ТИРАЖИРОВАНИЯ СНИМКОВ

СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   


КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТИРАЖИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛО НАСА, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ "ОРИГИНАЛЫ" ЛУННЫХ СНИМКОВ


Главы 16-18


Глава XVI.

КАК УНИКАЛЬНЫЙ СНИМОК СТАНОВИТСЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМ?



     Такой простой вопрос – каким образом были получены цветные снимки с Луны в миссиях Аполлон? – только на первый взгляд кажется кажется однозначным и простым. Как мы увидим ниже, цепочка получения фотоснимка с Луны, который выдаётся за ОРИГИНАЛ, растягивается на самом деле на невероятно большое количество стадий, включает в себя несколько кинопленок разной чувствительности и контрастности, при этом происходит несколько операций перепечатывания, ретуши и доработки изображения, так что получаемый в конце цепочки так называемый “ОРИГИНАЛ” уже не похож на ИСХОДНИК.

     Хотя, для непосвящённого человека процесс представляется совершенно простым.  Астронавт на Луне производит съёмку среднеформатным фотоаппаратом Хассельблад на цветную обращаемую фотоплёнку Эктахром (рис.XVI-1а). Затем кассета с фотоплёнкой доставляется на Землю, там, в лаборатории США она обрабатывается в проявочной машине (рис.XVI-1б) по специальному процессу Е-6, при котором, минуя негативную стадию, сразу получается позитив - прозрачный слайд. И эту фотоплёнку уже можно демонстрировать. На рис.XVI-1в представитель фирмы “Кодак” показывает, как выглядит ролик цветной фотопленки из миссии Аполлон-11.





Рис.XVI-1. Получение «лунного» фотоснимка: а) съёмка Хассельбладом, б) обработка в проявочной машине,  в) демонстрация ролика.

 

 

     Когда вы видите «лунную»  фотографию в книге (рис.XVI-2), вы прекрасно отдаёте себе отчёт в том, что перед вами не оригинал, а дубликат, репродукция, причём репродукция,  сделанная совершенно на другом носителе - на непрозрачной бумаге, в то время как оригинал был на прозрачной лавсановой плёнке. 




 

Рис.XVI-2. “Лунная” фотография на обложке книги.

 

 

     У нас есть достаточно оснований утверждать, что все те фотоснимки, которые считаются оригиналами, сделанными якобы на Луне, и сканы которых размещены на официальном сайте НАСА, таковыми на самом деле не являются, это – дубликаты с неких исходников, прошедшие несколько стадий обработки, и сделанные от начала до конца в земных условиях. Мы покажем все технологические цепочки этого процесса репродуцирования: какое изображение являлось исходником, каким образом оно переснималось, что добавлялось при изготовлении дубликата, и как потом комбинированное изображение выводилось на перфорированную 70-мм киноплёнку и выдавалось за оригинал с Луны.  Исходником в некоторых случаях мог быть, например,  диапозитив размером 20 х 25 см на стеклянной пластине, который в итоге, в конце технологической цепочки репродуцирования, уменьшался в размер кадра 5 х 5 см. Исходником для одного снимка могли быть, например, сразу две фотографии, наложенные одна на другую. Исходником, в конце концов мог быть качественный снимок, но который доводился “до кондиции” путём добавления умышленных засветок на весь кадр.

     Итак, начнём разговор о репродуцировании и тиражировании (прежде всего, фотоснимков), как это выглядело в 60-70-е годы ХХ века.

      Допустим, у нас есть некий уникальный снимок, например, астронавты “Аполлона-11” около лунного модуля. Он – в единственном экземпляре, а мы хотим, чтобы его увидели миллионы людей, чтобы он стал достоянием общественности.  Для этого мы должны размножить снимок, сделать с него множество дубликатов, близких по качеству к оригиналу. Такая технология изготовления дубликатов всем нам хорошо известна – это печать массовым тиражом фотографий в журналах и газетах. Вот перед нами небольшое сообщение о полёте “Аполлона-11”, опубликованное, вместе с фотографией, в одной из центральных советских газет (рис.XVI-3).





Рис.XVI-3. Текст и фотография в газете.

 

 

      Поскольку тираж центральных газет может составлять сотни тысяч и даже миллионы экземпляров, то клише для печати, или печатная форма, должна быть прочной и износостойкой. Текст для тиражирования набирается зеркально из металлических букв и выглядит это примерно так, как на рис.XVI-4.

 

 


 

Рис.XVI-4. Металлический рельефный шрифт.

 

 

     Так же, как и текст, публикуемые в газетах фотографии выполняются с помощью печатной формы на металле, и фотография, как и буквы текста, обязательно должны иметь рельеф (рис.XVI-5).

 

 


 

Рис. XVI-5. Набранная страница газеты с текстом и фотографиями.

 

 

На фотографии есть полутона - разные оттенки серого (их можно разбить на 256 оттенков), тем не менее в типографии для получения всех этих градаций серого используют одну-единственную краску — чёрную. Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски постоянной плотности, то, для передачи полутонов, изображение на иллюстрации разбивают на отдельные точки. Полутона передаются за счет растра (рис.XVI-6).

 




Рис.XVI-6. Передача полутонов с помощью растра.

 

 

    С линейными растрами приходится сталкиваться и в повседневной жизни. Растри­рование применяется практически всеми цифровыми устройствами вывода — от принтеров до мониторов. Чёрно-белый лазерный принтер разбивает изображение на чёрные точки разного размера. 

     Принцип растрирова­ния заключается в разбиении изображения на маленькие ячейки с помощью растровой сетки, причем каждая ячейка имеет сплошную заливку (рис.XVI-7).

 



 

Рис.XVI-7. Растрированное и полутоновое изображения.



     Печатные формы должны выдержать большой тираж (десятки и сотни тысяч прогонов), поэтому их изготавливают из металла, например, из цинка. На печатной форме видна растровая точечная структура и хорошо заметен рельеф – печатающие элементы расположены выше пробельных (рис.XV-8,9,10). Это называется высокая печать.





Рис.XVI-8. Фотография на цинковой пластине для печати в газете. Изображение зеркальное.




 

Рис.XVI-9. На печатной форме видна растровая точечная структура.





Рис.XVI-10. Печатающие элементы на форме расположены выше пробельных – это высокая печать.



     Каким же образом фотография оказывается на несветочувствительной цинковой пластине? Вы, наверное, догадались – пластинку очувствляют, т.е. покрывают слоем светочувствительного вещества. Способы очувствления известны давно. В дагерротипии (1839 г.) отполированную серебряную пластинку держали над парами йода, в результате на поверхности пластины образовывалось светочувствительное вещество – йодистое серебро. Время экспонирования пластины составляло от 15 до 30 минут. В цинкографии пластину покрывают светочувствительным слоем, который состоит из водного раствора желатина (или альбумина, яичного белка) и двухромовокислого калия (или аммония). Светочувствительность двухромовокислого калия в присутствии органических солей была впервые установлена в 1832 году, однако открытие светочувствительности хромированной желатины принадлежит Фоксу Талботу (1852 г.).

     Итак, цинковая пластинка очувствлена и подготовлена к работе, теперь необходимо подготовить фотографию. 

     Например, нам принесли слайд, оригинал изображения размером 56 х 56 мм, а фотография в газете должна быть размером 9 х 12 см. Фотографию переснимают с увеличением (или уменьшением, если это большая фотография) до нужного размера специальной фоторепродукционной камерой (рис.XV-11).





Рис.XVI-11. Фоторепродукционная горизонтальная камера


При съёмке используют очень контрастную фототехническую плёнку типа ФТ-41 (рис.XV-12, 13).



  

Рис.XVI-12. Упаковка фотоплёнки ФТ-41 размером 24х30 см.





Рис.XVI-13. Этикетка фотоплёнки ФТ-41.



     С помощью крупноформатного фотоаппарата делается репродукция оригинала сквозь специальный растр, который размещён вплотную перед фотоматериалом. Растр состоит из мелких чёрных непрозрачных параллельных линий (горизонтальная и вертикальная сетка) частотой 40—60 линий на сантиметр (может быть до 100 линий, например, для печати икон). Фотоплёнка малочувствительная, как указано на упаковке, её светочувствительность – всего 0,5 ед.ГОСТ. После экспонирования фотоплёнка проявляется, как обычная фотобумага, при тёмно-красном свете, и получается растровый НЕГАТИВ  (рис.XVI-14).




 

Рис.XVI-13. Растровый негатив на фототехнической плёнке.

 


     Благодаря высокому контрасту использованного фотоматериала, элементы изображения в светах отображаются на полученном негативе пятном максимального размера. Напротив, теневые элементы, получившие наименьшую экспозицию, отображаются точками наименьших размеров или вообще отсутствуют.  (рис.XVI-14).





Рис.XVI-14. Фрагмент растрового негатива, отмеченный пальцами руки на верхнем снимке.



     На цинковую пластину, покрытую светочувствительным слоем, накладывают пленкой вниз негатив, и в специальной копировальной раме экспонируют при ярком свете металло-галогенных ламп. От действия света хромированный альбумин (или желатин) задубливается и теряет способность растворяться в воде. Таким образом, под прозрачными участками негатива, которые соответствуют черным местам оригинала, слой хромированного альбумина окажется задубленным.

     После этого при свете лампы накаливания экспонированную цинковую пластину закатывают сплошь жирной краской и «проявляют» под струей воды ватным тампоном. Альбумин в тех местах, где он был защищен от действия света темными местами негатива, набухает и растворяется водой, унося с собой слой краски. При этом краска останется только на местах элементов изображения.

     После проявления приступают к травлению в ванне с кислотой. Типографская жирная краска, укрепленная порошком асфальтовой пудры, предохраняет цинк от действия кислоты. После ряда таких последовательных травлений получают нужной глубины рельеф печатной формы.

     Таким образом получается тпографское клише - растровые точки преобразуются в печатающие элементы, а промежутки между ними — в пробельные. И потом с этого  клише путём нанесения тонкого слоя типографской краски и прижатия к чистому листу бумаги печатают необходимое количество фотоотпечатков.

     Фотоотпечаток в газете, конечно, отличается по качеству от оригинала из-за крупного растра, а вот в глянцевых журналах точность воспроизведения фотографий очень близка к оригиналу. В годы Советского Союза считалось, что журнал “Советское фото” воспроизводит фотографии довольно близко к оригиналу. Если об использовании в типографии цинковых и свинцовых пластин все более-менее осведомлены, то вот о том, что для печатной матрицы необходимо изготовить негатив на прозрачной плёнке, мало известно. Вполне возможно, что большинство даже не знают о существовании такой фотоплёнки, как ФТ-41. Но без использования этой промежуточной фотоплёнки невозможно сделать дубликат.

       Итак, подытожим весь процесс изготовления дубликата фотографии, как это выглядело в 60-70-х годах прошлого века.

      В типографию для публикации в журнале принесли ОРИГИНАЛ – некую уникальную чёрно-белую фотографию (на бумажной основе). Путём нескольких полиграфических допечатных операций (изготовление растрового негатива, изготовление печатной формы) и затем, с помощью печатных подгонок расхода краски, в типографии получили ДУБЛИКАТ, который почти ничем не отличается от оригинала.  Оригинал фотографии был на бумаге, и сделанный дубликат – тоже на бумаге. Они очень похожи, они одинаковы по размеру. Однако между оригиналом и дубликатом лежит целая технологическая цепочка преобразований с использованием промежуточных фототехнических плёнок и цинковых пластин. Сможет ли эксперт отличить оригинал от дубликата? Если эксперт вооружится лупой, то он сразу на одном из снимков обнаружит растр, и поймёт, что перед ним – полиграфическая копия, а не оригинал. А если воспользуется скальпелем и процарапает снимки, то увидит, что в одном случае чёрный тон создаётся за счёт типографской краски, а в другом случае, на фотобумаге, чернота получается за счёт мелкодисперсного серебра.  Другими словами, для эксперта, знакомого с технологией тиражирования фотоотпечатков, не составляет труда отличить оригинал от дубликата.

     Точно также для специалиста, знакомого с технологией тиражирования кинофильмов, не составляет труда понять, где оригинал, а где дубликат, если речь заходит о прозрачных изображениях на плёнках. Как мы увидим ниже, банальная царапина по эмульсии на одном из “лунных” кадров выдаст, что перед нами не обращаемая фотоплёнка Эктахром 64, как это было заявлено НАСА, а позитивная киноплёнка (типа «Eastman Color Print Film 5381»), на которой печатают тиражи кинофильмов для кинотеатров.  

      С какой целью мы так подробно останавливались на всех стадиях изготовления дубликата в типографии? Дело в том, что при изготовлении так называемых “лунных оригиналов” вы увидите много общего в технологических операциях. В технологических звеньях получения “лунных снимков” однозначно применялись специальные копировальные аппараты, которых не должно было быть, если бы “лунные” кадры получались обычной фотосъёмкой на фотоаппарат Хассельблад. Кроме того, мы увидим, что при изготовлении “лунных снимков” применялись и необычные промежуточные киноплёнки с очень маленькой светочувствительностью и необычным коэффициентом контрастности. Называются они Интермедиат. Если вы не работник киностудии, то вряд ли вы слышали о существовании Интермедиата, но без него (без использования этих плёнок) ни один кинофильм не выходил в прокат.




Глава XVII.

ПОЧЕМУ НАСА ОТКАЗАЛОСЬ ОТ ФОТОПЛЁНКИ?


     

     НАСА заявляет, что лунные снимки сделаны Хассельбладами на 70-мм фотоплёнку с двусторонней перфорацией. Но мы склоняемся к мнению, что лунные снимки сделаны не на фотоплёнку. Дело в том, что Кодак выпускает две плёнки шириной 70 мм, все они с двусторонней перфорацией. Только одна из них - для фото, а другая - для кино. Разница заключена в том, что на фотоплёнке перфорации расположены близко к краю, а на кинопленке - отодвинуты от края на 5,5 мм (рис.XVII-1).





Рис.XVII-1. 70-мм киноплёнка (для кинотеатров) и 70-мм фотоплёнка.

 

На каких фактах основано наше предположение, что так называемые «лунные» кадры сняты не на фотоплёнке? Рассмотрим для этого размеры кадра, которые даёт фотоаппарат Хассельблад, и сравним их с размерами кадра на 70-мм киноплёнке.

Всем фотографам известно, что фотоаппараты Хассельблад (равно как и советский аналог, фотоаппарат «Салют») - рис.XVII-2, сконструированы под 60-мм неперфорированную фотоплёнку, при этом на плёнке получаются квадратные кадры.

 


 


Рис.XVII-2. Среднеформатные фотоаппараты «Салют» и «Хассельблад-1000».



Эта 60-мм фотоплёнка для среднеформатных фотоаппратов (тип 120, или «рольфильм») - рис.XVII-3 - до сих пор пользуется популярностью. 




 

Рис.XVII-3. 60-мм неперфорированная фотоплёнка для среднеформатных фотоаппаратов.

 

Фотоплёнка такой ширины выпускается, как минимум, с 1901 года. Реальная ширина фотоплёнки 61,5 мм, а размер квадратного кадра, хоть и называется 6х6 см, на самом деле 56 х 56 мм.

    На стандартную длину фотоплёнки типа 120 вмещается 12 квадратных кадров 6х6 см, либо 16 кадров 4,5х6 см, либо 9 кадров 6х9 см. Длина самой фотоплёнки – всего 85 см, но она завёрнута в ракорд из чёрной непрозрачной бумаги, длиной 152 см. Рулон плёнки на катушке можно заряжать на свету: первые 40 см - это просто защитный ракорд. С внутренней  стороны ракорд чёрный, а с внешей – красный (или светло-серый).

     Помимо типа 120, которым пользуются фотографы уже более 100 лет, существует тип 220, появившийся в 1965 году – плёнка такой же ширины, но удвоенной длины за счет того, что ракорд оставлен только в начале и в конце рулона.  

Менее известна 70-мм перфорированная плёнка для фотоаппаратов. Первоначально такая фотоплёнка выпускалась для аэрофотографии, поэтому была известна только специалистам. Её мало кто видел в реальности, но, как ни покажется это странным, 70-мм перфорированная фотоплёнка выпускается до сих пор (рис.XVII-4), её можно купить на сайте.




Рис.XVII-4. 70-мм фотоплёнка фирмы Rollei, с двумя рядами перфораций. Длина рулона 30,5 метров.


Для того, чтобы снимать на такую фотоплёнку Хассельбладом, необходимо приобрести сменный задник для фотоаппарата (рис.XVII-5) со специальной кассетой (рис.XVII-6).

 



 


Рис.XVII-5. Специальная кассета для 70-мм фотоплёнки под Хассельблад.

 




Рис.XVII-6. Кассета с 70-мм фотоплёнкой в разборе.



Размер кадра на фотоплёнке при этом всё тот же, 56 х 56 мм, и по бокам кадра остаётся ещё небольшое пустое пространство (рис.XVII-7).

 

 


 

Рис.XVII-7. Кадры размером 56х56 мм на 70-мм перфорированной фотоплёнке. Взято из ФОТОАЛЬБОМА

  

Подобные сменные кассеты, рассчитанные на 70-мм перфорированную фотоплёнку, выпускались не только для  Хассельбладов, но и для фотоаппаратов Лингоф.


При обычной толщине фотоплёнки  - 20 микрон толщина эмульсионного слоя и 120 микрон толщина триацетатной основы – в кассету может вместиться более 6 метра фотоплёнки, что даёт возможность отснять 100 кадров. Используя более тонкую основу из лавсана (полиэстра), которая прочнее триацетатной, можно намотать в кассету 10-12 метров плёнки (рис.XVII-8).

  

  

 

Рис.XVII-8. Вместимость кассеты в зависимости от толщины фотоплёнки (из технической документации к Хассельбладу).

 


Поскольку чёрно-белая фотоплёнка имеет более тонкий эмульсионный слой - около 10 микрон, а цветная многослойная фотоплёнка – 20-22 микрона, то чёрно-белой плёнки может вместиться в кассету больше, что позволит без перезарядки отснять до 200 кадров, в то время как цветной фотоплёнки хватит на 160 кадров.

Именно поэтому, говоря о лунных снимках, НАСА утверждает, что кассеты с чёрно-белой плёнкой вмещали 200 кадров, а кассеты с цветной фотоплёнкой – 160 кадров.

 

Поклонники Хассельбладов знают, что были кассеты, по высоте в 3 раза больше, чем стандартные, они вмещали до 500 кадров (рис.XVII-9).




 

Рис.XVII-9. Кассета для Хассельблада на 500 кадров.

 

 

     Несмотря на то, что выкладки НАСА по выбору фотоплёнки кажутся убедительными, мы полагаем, что съёмка «лунных» кадров производилась не на фотоплёнку, а на 70-мм киноплёнку.

Есть несколько причин для недоверия. Их, как минимум, три.

Первая причина. Размер «лунных» кадров уменьшился, со стандартного размера  56х56 мм до 53х53 мм (рис.XVII-10), хотя 70-мм фотоплёнка позволяет, наоброт, увеличить размер кадра до 60х60 мм, ведь расстояние от перфорации до перфорации по ширине на этой плёнке 60,5 мм.


 

 

 

Рис.XVII-10. Лунный Хасельблад с прикреплённой стеклянной пластиной (слева) и кассета с кадровым окном 53х53 мм.

 

 

Мы считаем, что ширина кадра 53 мм была взята из стандартов на 70-мм киноплёнку. 70-мм киноплёнка применяется для съёмок широкоформатных фильмов, имеет двустороннюю перфорацию, а максимальная ширина кадра (расстояние от перфорации до перфорации) – 53,5 мм. Обычно границы кадра немного отодвигаются от перфораций, и на практике ширина кадра сокращается до 52 мм  (рис.XVII-11).

 


Рис.XVII-11. Широкоформатная 70-мм кинопленка, позитивное изображение.



Этот формат существует с середины 50-х гг. ХХ века. Первый кинофильм на 70-мм киноплёнке вышел в прокат в 1955 году. Первые широкоформатные кинофильмы

С точки зрения фотографии, 70-мм киноплёнка совершенно непрактична: по краям, слева и справа от перфораций, находятся полосы пустого пространства шириной по 5 мм (точнее 5,46 мм). То есть более 1 см ширины плёнки из 7 см вообще никак не используется при съёмке. 25% площади киноплёнки заняты пустыми полями и перфорациями. Поэтому данный формат не применяется в фотографии. И фотоаппаратов под такой формат не придумано.

    Не знаю, были или нет любители, которые умудрялись фотографировать на такой киноплёнке, но вот мне приходилось снимать среднеформатным фотоаппаратом (6х6 см) на такую киноплёнку. Поскольку фотоаппарат не рассчитан на ширину 70 мм, то  дисковым ножом, предназначенным для резки кинопленки 2х8мм, мне приходилось отрезать полоску 8 мм с одной стороны; как раз убирался один ряд перфораций, и ширина плёнки сокращалась до 62 мм (при норме 61,5 мм) – рис.XVII-12. После этого киноплёнка приклеивалась к использованному однажды ракорду и заряжалась в фотоаппарат.




 

Рис. XVII-12. 70-мм негативная киноплёнка с отрезанным рядом перфораций с одной стороны, приспособленная под среднеформатный 60-мм фотоаппарат.

 

     Перфорации нужны на киноплёнке, потому что они способствуют выполнению двух технических задач во время съёмки кинофильма: быстрое продёргивание  плёнки после экспонирования в режиме “старт-стоп” (24 раза в секунду) и точное позиционирование изображения от кадра к кадру (устойчивость изображения).

       Но ведь во время фотосъёмки нет никакой необходимости быстро продёргивать плёнку – на Хассельбладе съёмка и продвижение плёнки на одн кадр занимает около 2 секунд.  К тому же, учитывая специфику фотосъёмки на Луне, мы понимаем, что нет никакой необходимости (да и технической возможности) делать фотоснимки так часто - каждые 2 секунды. Более того, нам известно общее количество сделанных фотоснимков во время миссий “Аполлон”, и затраченное на это время. Следовательно, мы  можем в среднем посчитать с каким временным интервалом делались фотографии. Например, в миссии Аполлон-11 одна фотография делалась каждые 15 секунд, а в миссии Аполлон-14 на съёмку одной фотографии уходило 62 секунды.


Статья "Лунный фотопулемёт. Или как американцы "настреляли" невероятное количество лунных кадров?


     Таким образом, съёмка “лунных” кадров производилась со скоростью от 1 до 4 снимков в минуту. Никакой необходимости в моментальном продергивании плёнки вообще нет. Мне могут возразить, сказав, что кассеты для лунных экспедиций содержали по 160 кадров,  ролик фотоплёнки был значительно длиннее и больше по диаметру рулона, чем стандартный тип 120 (на который умещается 12 кадров или даже тип 220 с 24 кадрами 6х6 см). И якобы для продвижения такого количества  фотоплёнки необходимы перфорации. Возразить так, конечно, можно. Но практика говорит о том, что для транспортировки такой длины рулона не обязательны перфорации. Самый первый фотоаппарат, выпущенный под маркой Кодак в 1888 году, заряжался плёнкой на 100 кадров. И плёнка была без перфораций. Даже в 1888 году не было проблем в продвижении по фильмовому тракту ролика плёнки на 100 кадров. К тому же – что такое 100 или даже 160 кадров по длине? Это всего-навсего 9 метров. 160 кадров – это небольшой рулончик на 9 метров. 


Другое дело – плёнка в кинематографии, там в кассету кинокамеры заряжается сразу 305 метров (1000 футов – стандартная длина рулона киноплёнки), там перфорации просто необходимы для транспортировки плёнки.

    И второй пункт, второе назначение перфораций – точность позиционирования от кадра к кадру – тоже никогда не был актуальным в фотографии. Если рамка фотокадра сместится относительно края плёнки на 0,2 мм (плёнка слегка сдвинулась в фотоаппарате), то этого вообще никто не заметит. Другое дело – кинематограф. Там изображение увеличивается на экране линейно в тысячу (!) раз. Например, ширина кадра на 35 мм кинопленке – 22 мм, а ширина киноэкрана – 22 метра. Поэтому смещение кадра относительно перфораций (точность позиционирования) даже на 0,2 мм уже недопустимо. Это технический брак. На экране будет "тряска" изображения. А в фотографии на такое смещение кадра относительно перфораций вообще никто не обратит внимания.

   А зачем же на киноплёнке присутствуют такие широкие пустые поля за перфорациями? Дело в том, что 70-мм плёнка создавалась для кинематографа, для фильмокопий. И там, за перфорациями, размещены магнитные звуковые дорожки, их там шесть (рис.XVII-13).





Рис. XVII-13. Магнитные дорожки на широкоформатной киноплёнке.

 

 

     Пять из этих дорожек обеспечивают стереофоническое звучание громкоговорителей за экраном (левый, левый центральный, центральный, правый центральный и правый), а шестая — для канала звуковых эффектов, громкоговорители которого расположены в зрительном зале на противоположной стороне от экрана.

     70-мм киноплёнка создавалась под нужды широкоформатного кинематографа и совершенно непрактична для фотографии. Тем не менее НАСА остановилось именно на этом “неудобном” формате.

      Не только на официальном сайте НАСА, но и из многих статей в интернете можно узнать, что размер кадра на 70-мм фотоплёнке в миссиях Аполлон был необычный. Вместо стандартного для Хассельблада размера кадра 56х56 мм, кадр был уменьшен до 53х53 мм. И как вы, наверняка, догадались, это связано с тем, что по ширине это как раз расстояние от перфорации до перфорации (53,5 мм) на 70-мм киноплёнке. По высоте лунный кадр занимал 12 перфораций, что при шаге перфораций 4,75 мм даёт 57 мм.  Поскольку 57 мм больше чем 53 мм на 4 мм, то именно такой промежуток, 4 мм, отделял один фотокадр от другого на киноленте.

      НАСА прекрасно понимало, что при изготовлении “лунных” снимков будет большой объём комбинированных съёмок, будет много стадий перекопирования – изготовления промежуточных позитивов и дубль-негативов (контратипов). Всё это надо проявлять в машинах. Эти технологии были отработаны в кинематографе, но таких технологий практически не было в фотографии. Для киноплёнки 70 мм сущестовали проявочные машины, склеечные прессы,  копировальные аппараты типа Белл-Хауэлл, машины для трюковых (комбинированных) съёмок типа Оксбери, и много другой техники. И если для фотоплёнок проявочные машины существовали, то вот копировальных аппаратов, позволяющих массово изготовлять дубликаты, тем более на неперфорированной фотоплёнке, не было. Сделать точное совмещение двух кадров можно только в том случае, если обеспечена точность позиционирования объектов в кадре, а это возможно только при наличии перфораций на плёнке.

    Исходя из этих соображений НАСА отказалось от фотоплёнок и перешло на киноплёнки с использованием технологий тиражирования, принятых на киностудиях.




Глава XVIII.

НЕОЖИДАННАЯ НАХОДКА НА СТОЛЕ



      Это история (размещённая в интернете) повествует о том, как где-то в столе лежала жёлтая картонная коробка, и в течение 40  лет её никто не замечал. И только в 2017 году на неё обратили внимание. Оказалось, что там лежат… слайды из лунной миссии Аполлон-15. Вот это находка! И хотя эти изображения уже были опубликованы, но тем не менее, это оказалась ОРИГИНАЛЬНАЯ плёнка, настоящие кадры, сделанные астронавтами на Луне! (They are, however original films from the customized Hasselblad EDC (Electronic Data Cameras) medium format cameras used on the lunar surface, and include numerous images of the astronauts, the Lunar Module— the "Falcon" (LM-10) , and Lunar Rover (LVR).

   




Рис.XVIII-1. Жёлтая коробка со слайдами.

 

 

В коробке были как рулончики плёнки, так и слайды по-отдельности (рис.XVIII-2).





Рис.XVIII-2. Найденные слайды.

 

 

     Владельцем этих слайдов оказался бывший инженер НАСА. Он связался с профессиональным фотографом, и тот переснял эти слайды современным цифровым фотоаппаратом (рис.XVIII-3).


  



Рис.XVIII-3. Пересъёмка слайдовой плёнки цифровым фотоаппаратом.



Первое, что удивило фотографа, так это то, что снимки были излишне синие. Объяснить этот факт никто толком не мог, но среди комментаторов (статьи) высказывались мнения, что это может быть как-то связано либо с выцветанием плёнок, либо с воздействием сильного ультрафиолета на Луне. Поскольку фотограф и комментаторы не знакомы с технологией производства фотоплёнок на фабрике и не знакомы со стадиями аддитивной печати, то все их "объяснения" и предположения лежат  вне плоскости правильного ответа. Мы со своей стороны покажем вам, из-за чего происходит разбалансировка по цвету, но сделаем это чуть позже. Главное для нас сейчас то, что кадры были отсняты так, чтобы вошли перфорации и все служебные отметки на полях за перфорациями (что-то типа футажных номеров). И теперь мы можем увидеть эти слайды на экране монитора полностью. Чуть ниже мы покажем крупно и сами слайды.

Вот, по сути дела, мы пересказали вам всю статью. Оригинал статьи.

  Посмотрев опубликованные в статье слайды, мы поняли, что ценность этой находки нулевая. Как если бы я нашёл у себя в столе ксерокопию газетной фотографии и подумал:

- А вдруг это у меня в руках уникальная фотография, единственная в своём роде?

По каким признакам мы поняли, что перед нами – суррогат, т.е. грубая подделка? Первое, что бросается в глаза – расположение перфораций относительно базового края. Мы утверждали, что съёмка лунных кадров производилась на 70-мм киноплёнке с широкими полями по краям, а здесь - видим, что перфорации расположены довольно близко к краю.

Может, мы ошиблись, когда предположили, что для лунных кадров применялась не фото-, а киноплёнка, главное отличие которой в том, что по бокам находятся широкие пустые поля предназначенные для магнитных звуковых дорожек? Вот же перед нами совсем другой формат! Формат специальной 70-мм фотоплёнки! Этот формат не описан ни в одной статье Википедии, его нет на сайте Кодака, но зато его можно потрогать руками и сфотографировать. Может, это специальный формат для лунных Хассельбладов?  

Давайте разбираться. Мы говорили, что в случае использования широкоформатной 70-мм КИНОплёнки, по краям должны быть пустые полосы шириной 5,46 мм с каждой стороны (см. рис.XVII-11). А здесь мы видим, что от края плёнки до перфорации всего 1,65 мм.  

     Как же мы смогли определить эту ширину полоски за перфорациями с точностью до сотых долей? Да очень просто! У нас в кадре есть специальные метки - перекрестия. Согласно официальному  сайту НАСА пересечения крестов находились на расстоянии 10 мм друг от друга c допуском 0,002 мм. (The intersections of the crosses were 10 mm apart and accurately calibrated to a tolerance of 0.002 mm).

Эти перекрестия были выгравированы на стеклянной пластине (рис.XVIII-4) и при защёлкивании кассеты оказывались вплотную к поверхности фотоплёнки.





Рис.XVIII-4. Стеклянная пластина с перекрестиями, в кассетном блоке.



Тень от этих перекрестий хорошо видна на светлых участках лунных гор. Также хорошо видна идущая по левой части кадра тень ребра стеклянной пластинки. Поскольку в кадре есть перекрестия, то легко определить ширину всего кадра – оказалось, что это 52,2 мм, т.е. чуть-чуть меньше официально заявленного размера лунного кадра 53х53 мм. И поскольку в кадре у нас была измерительная линейка, то мы ради любопытства определили также ширину фотоплёнки. И тут нас ждал первый шок! Как вы догадываетесь, что если упоминается термин «первый», то, наверняка это означает, что дальше речь пойдёт о чём-то «втором». И действительно, вскоре нас ждал второй шок. А «первый» произошёл вот из-за чего: ширина плёнки оказалась... 64 мм! – рис.XVIII-5.





Рис. XVIII-5. Определение ширины фотоплёнки по калибровочным меткам (перекрестиям) в кадре.



Но такого формата просто не существует! Ни в фотографии, ни в кино! Тем более, всем известно, что в лунных экспедициях была использована фотоплёнка шириной 70-мм. 

После этого мы и другие кадры проверили – та же самая картина, тот же результат! Что это за странная ширина у фотоплёнки - 64 мм?

И тут мы вспомнили, что в кино есть формат с шириной плёнки 65 мм. Он применяется в США для съёмок широкоэкранных фильмов 70-мм ширины. В Советском Союзе он не применялся. Чтоб не было путаницы, расскажем подробнее.

В СССР использовалась технология создания широкоформатных фильмов, в которой и негатив, и позитив были абсолютно одинаковы по своим размерам, шириной 70 мм.  По высоте на один кадр приходилось 5 перфораций – рис.XVIII-6.



 


Рис. XVIII-6. Кинонегатив шириной 70 мм. Кадр с табличкой «ПРОБА», длительностью 2-3 секунды, снимался для цветоустановщика. (Кинофильм «Жил отважный капитан», 1985 г.)

  

    Негативы были маскированные, жёлто-коричневый цвет давала окрашенная компонента. На полях за перфорациями размещалась служебная информация, как-то: название фирмы-производителя («Свема»), указание на то, что основа является негорючей («безопасная»),  через каждые 5 перфораций – короткие чёрточки, указывающие на интервал высоты кадра. Этими отметками пользовались монтажницы негативов, чтобы правильно разрезать негативную плёнку для склейки. Через каждый фут (примерно 30,5 см) наносились футажные номера, в виде пяти- или шестизначного числа, возрастающие на единицу чрез каждый фут плёнки (рис.XVIII-7) – некий аналог тайм-линии в монтажных компьютерных программах.  

 

 


 

Рис.XVIII-7. Футажный 6-значный номер с буквой, слева от перфораций.

 

 

Сейчас отсканированный негатив можно легко инвертировать в позитив с помощью графического редактора - рис.XVIII-8, XVIII-9.

 




Рис. XVIII-8. Позитив, полученный  инверсией отсканированного негатива в графическом редакторе.






Рис. XVIII-9. Актёр Игорь Ясулович в фильме “Жил отважный капитан”, 1985 г. Рабочий момент – съёмка сайнекса для цветоустановки.

    


    А в докомпьютерную эпоху с негатива печатался позитив на специальной, очень контрастной киноплёнке. Позитивная киноплёнка, в отличие от негативной, была маленькой светочувствительности, примерно 1,5 единицы. Негатив был окрашен в жёлто-коричневый цвет, а вот основа позитива была прозрачной (см. например, рис.XVII-11 из предыдущей главы). Чтобы служебная информация с негативной плёнки (прежде всего, футажные номера) перешла на позитив, в копировальном аппарате, помимо основной лампы, работающей на изображение, включались по бокам две маленькие лампочки, которые светили только на пространство за перфорациями. Поэтому после проявки позитива пространство за перфорациями получалось совершенно чёрным – рис.XVIII-10.





Рис.XVIII-10. Поля за перфорациями запечатаны двумя боковыми лампочками в копировальном аппарате (кадр из стереофильма на 70-мм киноплёнке).

 

 

    Эти боковые лампы можно выключить, тогда поля по бокам останутся светлыми, как на рис.XVII-11 в предыдущей главе.

    Для чего мы рассказываем вам про какие-то маленькие лампочки в копировальном аппарате? Да потому что у вас непременно возникнут вопросы: а почему это слайды все такие синие, а пространство за перфорациями совершенно чёрное?  - См. рис.XVIII-11.





Рис.XVIII-11. Изображение внутри кадра всё синее, а пространство за кадром – чёрное.



    С чем связано искажение цветопередачи? Если бы причиной искажения цвета было выцветание красителей, то логично спросить – а почему красители выцветают только на изображении и не меняются вокруг кадра? Да потому что на изображение работает одна лампа, а на перфорации – совершенно другая.

   Это мы вас так ненавязчиво подталкиваем к тому, что изображение, которое вы принимаете за слайд, т.е. изображение, полученное якобы в одну стадию на обращаемой фтоплёнке, на самом деле является позитивом, отпечатанным с негатива на копировальном аппарате.

   Нет, мы не заставляем вас в это верить. Вы можете по-прежнему считать, что перед вами – слайдовая (обращаемая) фотоплёнка, что эти кадры сняты фотоаппратом на Луне. Если хотите верить – верьте. Ведь мы ещё не рассказали вам о втором факте, который нас шокировал. Но рассказать об этом получится только после того, как мы выясним реальную ширину лунной фотоплёнки. Неужели она в самом деле 64 или 65 мм?

Дело в том, что киноплёнка шириной 65 мм применялась в США очень широко. На эту киноплёнку снимали широкоформатные фильмы. Как мы уже показывали, большие боковые поля на 70-мм позитиве нужны для того, чтобы после изготовления позитивной копии нанести туда магнитные дорожки и записать на них звук. На негативной плёнке нет необходимости в таких широких полях, звук на негатив не пишется. Поэтому в США в качестве негатива применяется 65-мм киноплёнка, в которой боковые поля меньше, чем на 70-мм киноплёнке, в целом на 5 мм, т.е. выглядят уже на 2,5 мм с каждой стороны – рис.XVIII-12.





Рис.XVIII-12. 70-мм позитив и 65-мм негатив в системе Тодд АО.

 

Если на 70-мм позитиве боковые поля имеют ширину 5,5 мм, то на 65-мм негативе поля меньше на 2,5 мм и равны 3 мм.

Система называется Тодд АО, потому что во главе разработки широкоформатного кино в США стоял бродвейский продюсер Майкл Тодд.

Ему было понятно, что 35-мм кинопленка при увеличении на огромный экран ничего хорошего, кроме высокой зернистости и плохой резкости дать не сможет. Только увеличив ширину пленки и соответственно площадь кадра, можно будет достигнуть хороших результатов при проекции. В целях экономии средств на разработку аппаратуры решено было взять за основу формат 65 мм. Выбор такой ширины пленки объяснялся наличием на складах киностудий 65 мм кинокамер, разработанных в 1930 году Ралфом Г. Фером (Ralph G. Fear) для системы «Fearless SuperFilm®» и 65 мм кинокамер производства компании «Mitchell». В 1952 году Майк Тодд выделил огромную сумм в 100 тысяч долларов на разработку «Американской оптической корпорацией» (American Optical Co.) специального объектива для съемки на 65 мм кинопленке панорамного изображения с углом 120° по горизонтали. (ссылка http://cinemafirst.ru/todd-ao-тодд-ао/  )

     

     Так может, та слайдовая плёнка, что была найдена в столе, это на самом деле 65-мм киноплёнка? Может просто фотограф, подготовив слайды в цифровом виде к показу, просто слегка обрезал края, чтоб не было засветок, ведь он переснимал слайды на фоне яркой световой панели. Отсюда и произошло сокращение на 1 мм. Внешне киноплёнка очень похожа на ту полоску слайдов, что мы видели на рис.XVIII-3.

     Мы бы так и ломали голову – что за нонсенс мы имеем перед собой, но к счастью  вспомнили, что ширину плёнки можно посчитать другим способом. На плёнке есть константа, которая не меняется уже почти 100 лет. Это – размер перфораций.  

    Как когда-то Эдисон придумал, что 4 перфорации на кадр – это 19 мм (см. Рис.XVII-2 из предыдущей главы), так это сохранилось и до наших дней. Если 4 перфорации – это 19 мм, то шаг одной перфорации – 4,75 мм (рис.XVIII-13).




 

Рис.XVIII-13. Размеры 65 мм киноплёнки системы Todd AO.



Стоит добавить, что у Эдисона перфорации были с прямыми углами. Но поскольку в углах постоянно возникали надрывы при транспортировке пленки, фирма «Истмен Кодак» сделала закругления углов. Такой тип перфораций, введенный в 1923 году получил название «прямоугольной перфорации» или Кодак стандарт, KS. К 1925 году такой вид перфорации получил наибольшее распространению – рис. XVIII-14.

 

 


 

Рис.XVIII-14. Прямоугольная перфорация Кодак стандарт (KS), 1923 г.

 

 

     И вот уже почти 100 лет, как эта перфорация без всяких изменений высекается на всех 35-мм ФОТОплёнках (как негативных, так и обращаемых), и на всех позитивных фильмокопиях, с той лишь разницей, что в 35-мм кинофильме на кадр приходится 4 перфорации, а в 70-мм кино – 5 перфораций на кадр. И лишь на негативных плёнках, предназначенных для кино, немного другая перфорация - “бочкообразная” (рис.XVIII-15), разработанная компанией Белл Хауэлл, производящей копировальные киноаппараты.

 




Рис.XVIII-15. Бочкообразная перфорация  Bell Howell (BH), используется только для кинонегатива.

 


     Но и в этом случае, на кинонегативах, шаг перфорации всё равно остаётся классическим,  4,75 мм.

    Зная, что расстояние от перфорации до перфорации по высоте – это 4,75 мм, и эта константа не меняется с 1894 года уже 125 лет, выдерживаясь с допуском не более 0,02 мм, можно точно  определить размер кадра и ширину самой плёнки. Что мы и сделали.

    Чтобы уменьшить погрешность наших расчётов, мы взяли на фотоснимке высоту 10-ти перфораций, это должно быть 47,5 мм, и сравнили с шириной плёнки от края до края. У нас получилось 69,5 мм, т.е. фактически 70 мм (рис.XVIII-16). 




Рис.XVIII-16. Реальные размеры кадра и ширина плёнки, полученные из постоянства шага перфораций.


    У нас даже от сердца отлегло – всё-таки плёнка шириной 70 мм!  Но размер кадра при этом оказался весьма странным – 57 мм вместо заявленных НАСА – 53 мм. При этом внутреннее расстояние от перфораций до перфораций составило 60,5 мм.

      Итак. Если судить по перекрестиям, то сторона кадра равна 52,2 мм, а если замерять, отталкиваясь от шага перфораций, то сторона кадра получится 57 мм. Чему же верить? Перекрестиям или перфорациям? Конечно, шагу перфораций, ведь он не менялся с 1894 года.        

   Но тогда получается, что размер кадра на фотоплёнке примерно на 10% больше (точнее на 9,2%), чем заявляет НАСА. 57 мм вместо 53. Как такое может быть?

Чтобы сделать окончательный вывод, мы скачали этот лунный кадр с официального сайта НАСА, его идентификатор AS15-88-11863, и разместили его для сравнения на 70-мм фотоплёнке с теми перфорациями, что были на найденном в коробке слайде – рис.XVIII-17.

В чём обнаружилась разница? Во-первых, сразу заметно, что нижний кадр обрезан с правой стороны. Исчезла не только кромка ребра стекла, хорошо видимая на верхнем снимке в виде тонкой вертикальной линии, но и как будто вместе с ней отрезана пара миллиметров изображения с правой стороны. Во-вторых, при размере кадра 53х53 мм (верхний снимок) между рядом перфораций и краем изображения образовалась чёрная полоса, по ширине больше, чем перфорация. Ширина перфорации 2,8 мм. На нижнем снимке границы кадра довольно близко подступают к перфорациям. И, конечно, в-третьих, разница в 10% по масштабу хорошо видна невооружённым глазом.  

 

 

 


 

Рис.XVIII-17. Один и тот же кадр из миссии Аполлон-15. Вверху – кадр с официального сайта,  спроецированный нами на 70-мм перфорационную плёнку; внизу – кадр, найденный в коробке со слайдами.

 

Так что мы ещё раз убеждаемся, что те изображения, что хранились в коробке 40 лет - не оригиналы, снятые во время лунной экспедиции, а копии, причём сделанная довольно неточно. Небольшая часть оригинального изображения пропала (полоска справа), а сам кадр оказался на 10% крупнее по масштабу. А это может быть только в том случае, если изображение было напечатано на плёнку проекционным способом, с изменением масштаба.  Другими словами, перед нами – плохо сделанная по цветопередаче копия, не представляющая никакой ценности. То, что было найдено в столе инженера НАСА, не оригинал, а обычный дубликат, что-то типа ксерокопии с документа. Причём, если бы дубликат делался контактным способом, то сохранился бы оригинальный размер кадра, 53х53 мм. Но кадр был напечатан с выкадровкой и  увеличением на аппарате оптической печати. Такой копировальный аппарат по высоте примерно равен росту человека (рис.XVIII-18).




 

Рис.XVIII-18. Аппарат оптической печати для кинолабораторий.

 

 

     И как ни печально это говорить, но придётся развенчать ещё одно заблуждение по поводу найденных снимков. Эти дубликаты сделаны не на обращаемой фотоплёнке. Это не слайды. Это не плёнка Эктахром 64. Это позитивы, напечатанные на киноплёнке «Eastman Color Print Film 5381». На копировальном аппарате изображение с негатива проецируется через объектив на позитивную киноплёнку и экспонирует её.

Поскольку позитивная киноплёнка находится в светонепроницаемой кассете (рис.XVIII-18), и свет на неё попадает только через объектив, то вся работа (за исключением зарядки светочувствительной позитивной киноплёнки в кассету) производится на свету, в светлой комнате. После экспонирования позитив отправляется на проявочную машину. С одного негатива можно напечатать сколько угодно позитивов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у бывшего инженера НАСА лежали в столе бракованные копии лунных снимков. Этих копий НАСА наделало если не сотни, то уж десятки экземпляров, это точно. Они даже продаются (эти копии) в свободном доступе (рис.XVIII-19) на интернет-сайтах по 500 долларов за партию (рис.XVIII-20), хотя себестоимость их изготовления примерно в 100 раз ниже указанной цены.

 




Рис.XVIII-19. Копии комических снимков НАСА на продажу на интернет-сайтах 

 




Рис.XVIII-20. Объявление о продаже.


ссылка: 

https://www.skinnerinc.com/auctions/3103T/lots/2081

 


  То, что хранилось у бывшего инженера НАСА в коробке – это, по-видимому, забракованные отделом технического контроля неудачные по цвету копии. Они совсем синие, это - явный брак.

Вы в шоке?

Если нет, то скажу вам по секрету: те лунные кадры, которые называются оригиналами, и которые хранятся где-то в тайниках НАСА, на самом деле никакие не оригиналы, а тоже копии, сделанные на трюк-машине.

Но если этой информации, изложенной выше, вам недостаточно, чтобы в задумчивости почесать лоб, то подождите немного. В 21-й главе мы вам сообщим такое, от чего вы долго не сможете прийти в себя.

     А в этой главе мы коротко описали то, как так выглядит процесс изготовления дубликата. 

Конечно, можно со слайда сделать дубликат на слайдовой плёнке. Но мы уверены, что дубликат был сделан именно на кинопозитивной плёнке. Чтобы пояснить, что же нам придаёт уверенности в этом вопросе, придётся рассказать историю про «рыболовный крючок», обнаруженный на одной из лунных фотографий.

 

* * *

Конец главы 18.

 Читать далее:  

Главы 19-21

  

СПИСОК ВСЕХ ГЛАВ   



Количество показов: 7833
При использовании материалов сайта или их части гиперссылка на www.LeonidKonovalov.ru обязательна
Возврат к списку
Загрузка плеера
Загрузка плеера

вверх
© Леонид Коновалов, 2009—2017 
Сайт: www.LeonidKonovalov.ru

сайт сделан в студии «PM»